Читая Речкалова и перечитывая Покрышкина

Discussion in 'Aviation / WWII / Military History' started by sanek-, Jun 5, 2003.

  1. sanek-

    sanek- Guest

    Читая Речкалова и перечитывая Покрышкина

    Прочитал мемуары Речкалова . Прошерстил мемуары Покрышкина.
    Упоминания Речкалова в мемуарах Покрышкина начинаются с весны 1943 года со времени битвы над Кубанью.
    В этом время, как Покрышкин так и Речкалов, оба командуют эскадрильями. За бои над Кубанью оба в группе с другими лётчиками получают звания Героев Советского Союза.
    Упоминания очень скупые, чисто информационные, сжатые до предела. По типу "Речкалов прикрой!...", "сбитый Речкаловым мессер..."
    И не более. Никакой оценки этому талантливому лётчику.
    Дальше хуже. Примерно через год, ко времени возвращения на территорию Молдавии, Покрышкин уже комдив, а Речкалов замкомандира полка. То есть, за год не смог встать на следующую ступеньку - комполка. Всего лишь полступеньки.
    Покрышкин уже начинает упоминать Речкалова в негативном смысле. Выставляет его неопытным командиром именно в тот момент, когда место комполка не было занято и Речкалов временно выполнял обязанности комполка. Комполка стал Глинка. Это фактически выдвиженец Покрышкина. Покрышкин в своих мемуарах один раз противопоставил Речкалова Клубову. Клубов у него весь такой опытный, а Речкалов нет.
    Чтоб не быть голословным вот цитата:
    Как-то раз Речкалов бросил Покрышкина, когда тот уже был комдивом. Речкалов объяснял это, что кончалось горючее и он отдал команду выходить. Покрышкин его отчитал сказав, что не он командир группы и права отдавать команду об уходе не имел права. Между прочим, Покрышкина бросил даже его ведомый Голубев. Однако нашли друг друга быстро все лётчики.
    Далее опять скромно:
    Это когда Покрышкину присвоили третью звезду Героя, а Речкалову вторую.
    Потом ещё раз указывает на недостатки в работе Речкалова как командира полка.
    Что-то личное было у них.
    Судя по мемуарам Речкалова он явно не мог считать Покрышкина своим учителем.
    Ни по возрасту, ни по опыту.
    Помните, что многие лётчики в конце войны называли Покрышкина Батей?
    Мог ли Речкалов назвать Покрышкина Батей? Сомнительно.
    И если верить мемуарам Речкалова, то Покрышкин лгун.
    Не зря Речкалов заостряет внимание в своих мемуарах на событиях, которые описаны и у Покрышкина с позиции важного, чуть-ли не центрового, участника этих событий. Но, читая мемуары Речкалова, приходишь к однозначному выводу - Покрышкин к этим событиям не имеет никакого отношения.
    Речкалов не пишет впрямую, что Покрышкин лгун, но не зря свои слова Речкалов подтверждает цитатами из архивных данных, и вообще не упоминает ни разу Покрышкина в своих мемуарах. Создаётся впечатление, что не было никакого Покрышкина в эскадрильи Атрашкевича-Соколова.
    Неспроста всё это.

    У кого-нибудь если мысли по этому поводу?
     
  2. Bobby

    Bobby Well-Known Member

    Joined:
    Oct 19, 2001
    Messages:
    9,755
    Location:
    Almaty, Kazakhstan
    Видимо отношения у них были сильно натянутые. Кто тут прав, в кто нет теперь не разберешься. У меня сложилось мнение, что Речкалов был индивидуалист. Это не плохо и не хорошо, просто у него был такой характер. Из него получился бы хороший "охотник", но в задачу их полка входило прекрытие и такой стиль Речкалова мог здорого раздражать Покрышкина. Приводить к срывам выполнения задания.
     
  3. sanek-

    sanek- Guest

    Твои рассуждения верны если следовать линии мемуаров Покрышкина. А если не следовать?
    Факт, что Речкалов вообще не упоминает Покрышкина в "В небе Молдавии", слишком серьёзный. Если между ними пробежала чёрная кошка ну и фиг с ними. Это типа их личное дело. Но пусть хотя бы так же сжато и до предела кратко упоминался Покрышкин. Типа "Покрышкин прикрыл", "Покрышкин вылетел"...ну и хватит. Или пусть немного негативно, типа "Покрышкин не смог","Покрышкин не успел, не заметил"...
    А то ведь вообще ничего...
    Получается, что не было такого лётчика под фамилией Покрышкин.
    Во как.
     
  4. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Не понял, вы сомневаетесь в наличии на фронте Покрышкина в начале войны? :)
     
  5. sanek-

    sanek- Guest

    Я не знаю что сказать.
    Нет у меня объяснений этому.
    Может кто знает суть конфликта между Покрышкиным и Речкаловым?
     
  6. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Я не знаю но делать глубокие выводы бы пока не стал, глянуть если мемуары того же Покрышкина:



    Запас горючего позволил нам осмотреть и район западнее Мелитополя. Там мы обнаружили несколько полевых площадок, на которых стояли самолеты. Добытые сведения были немедленно доставлены в штаб дивизии. В штабе дали высокую оценку нашему полету и приказали послать на разведку еще одну пару, чтобы держать дороги из Крыма под постоянным наблюдением.

    Краев вызвал к себе Речкалова и спросил:

    ? У твоей машины есть подвесные бачки?

    ? Нет.

    ? А где же они?

    ? Бросил в Поповической, как и другие.

    ? Тогда возьми у Покрышкина. Пойдешь со своим ведомым на разведку в Крым.

    Во время этого разговора я сидел в уголке КП и писал донесение.

    ? Из-за этих бачков Покрышкина надо лететь в самое пекло. Зачем он таскает их за собой? ? как нельзя откровенней выразился Речкалов.

    Я не выдержал, подошел к столу командира и сказал:

    ? Хорошо! Я с Голубевым еще раз схожу на разведку. Но ты, Речкалов, запомни. Когда наши отрежут Крым, я с этими бачками буду перехватывать "юнкерсов" далеко над морем. Тогда ты тоже не проси их у меня.

    Речкалов опешил. Он что-то буркнул в свое оправдание, но я не разобрал его слов.


    Покрышкин Александр Иванович
    Небо войны
    Глава Знакомые маршруты


    Когда мы по возвращении домой проявили пленку фотопулеметов, летчики стали с любопытством рассматривать кадры, запечатлевшие летящих и падающих "юнкерсов". Я немедленно доложил в штаб дивизии о результатах "охоты" на трассе Крым ? Одесса.

    Речкалов, услыхав о нашем удачном полете, пристал ко мне:

    ? Хочу слетать. Дай бачки!

    ? А твои где?

    ? Ну, это старая песня, ? обиделся Речкалов. ? Сам же знаешь, выбросил.

    ? Тогда можно вспомнить мотив поновей. Ты что говорил когда-то в землянке?

    ? Память у тебя злая!

    ? Нет, не злая, а строгая, Гриша! Я знал, что бачки нам пригодятся. ? И тут же успокоил его: ? Подожди немного. Вот слетаю еще несколько раз, уточню маршрут, тогда выпущу и других.

    Речкалов отошел.


    Покрышкин Александр Иванович
    Небо войны
    Глава Жизнь с нами


    Покрышкин дал ему подвесные баки, хотя ИМХО мог бы совершенно спокойно и послать.


    Возможно начало розни положил следующий эпизод:

    В штабе на меня лавиной обрушились дела. Дзусов, не дождавшись, пока я прилечу, уже отбыл к месту нового назначения. Может быть, его отъезд ускорили неприятности, случившиеся в 16-м полку сразу по прибытии на фронт,

    Возвратившийся из 16-го полка Краев явился ко мне вместе с начальником политотдела и доложил о происшествии. Капитан Олефиренко сорвался в штопор, поздно выпрыгнул из самолета и разбился. Его уже похоронили.

    Нужно было подробно расспросить, почему так случилось, кто осматривал машину, но я вначале не мог вымолвить ни слова. Слишком потрясло меня это известие. Мы потеряли чудесного парня, замечательного летчика. И главное ? его славный боевой путь оборвал нелепый случай.

    ? В чем же дело? ? наконец спросил я Краева, глядевшего в окно.

    ? В фюзеляже оказался инструмент техника. На вираже нарушилась центровка самолета.

    "Значит, ? подумал я, ? полеты были начаты без необходимой подготовки". Краев ждал от меня именно этой оценки его работы, но я молчал. Решил сказать потом, когда немного успокоюсь. Краев, кажется, понял мое состояние и нарочито безразличным тоном сказал:

    ? А после похорон Олефиренко Клубов отколол номер... Ребята выпили с горя, забузили, и он во время ссоры убил механика из соседнего полка. Механика уже похоронили.

    Начальник политотдела полковник Мачнев обронил удрученно:

    ? В дивизии творится что-то невероятное. В его голосе я уловил такую же нотку, как у Краева мы, мол, тут ни при чем. Мне это не понравилось.

    ? Значит, по-вашему, выходит: чему быть, того не миновать. А кто же допустил выпуск самолетов в воздух без осмотра? Кто после катастрофы оставил летчиков без контроля?

    Краев резко вскинул голову. Ведь он руководил дивизией в мое отсутствие. Я ждал от него оправданий, но он промолчал. Видимо, трудно ему было опровергнуть мои до воды.

    ? Ладно, во всем разберемся потом, ? сказал я, чтобы подвести черту и перейти к другим вопросам. ? Надо нам всем вместе наводить порядок в дивизии.

    Потом я, за что бы ни взялся, все время думал об Олефиренко и Клубове... И о Речкалове. Это же и его просчеты, как исполняющего обязанности командира 16-го полка. Мы, командиры, в ответе перед народом за всех и за все ? за боевую готовность подчиненных, за их жизнь, быт, поведение. От нас и от политработников зависят боевые успехи летчиков, их моральное состояние, дисциплина ? словом, все, что составляет нашу силу, особенно теперь, в грозное для Родины время. Почему же перед началом полетов ни Речкалов, ни Краев, ни комэск не позаботились об осмотре машин? Почему не приказали это сделать инженеру?.. Все забыли тяжелый урок с Лукашевичем. А такие случаи надо помнить...


    Покрышкин Александр Иванович
    Небо войны
    Глава Жизнь с нами



    Что касаеться мемуаров Речкалова - то он воевал в 55 только 1 месяц, затем был ранен и вернулся в полк только летом 42. Поэтому ИМХО появление Покрышкина в его мемуарах посвященный именно первому месяцу войны необязательно.
    Да и штат ИАП на начало войны был 60 пилотов, в 55 было например 48, народу всё-таки побольше, и как я понимаю Покрышкин с Речкалом особо не контакрировали в тот момент, Покрышкин летал на МиГ-3, Речкалов на И-153 и И-16.
     
  7. sanek-

    sanek- Guest

    Да вот если читать "Небо войны" , то вроде бы ничего такого военного.
    Упоминание Речкалова после прибытия его из госпиталя.
    Потом бои над Кубанью, где Покрышкин благожелательно пишет о Речкалове, а иногда и в восхитительном тоне.
    Наподобии того, что с Речкаловым и его умением взаимодествовать в бою сам чёрт ни страшен(приблизительно). Отмечает некоторые заметные черты его как классного истребителя.
    Если по хронологии, то получается так.
    "Небо войны" вышла в 1966 году, где о Речкалове более менее неплохо написано, только не упоминается Речкалов в описании первых боёв в начале войны.
    Потом "В небе Молдавии" выпущена в 1967 году. В ней ни слова о Покрышкине.
    А "Познать себя в бою" значительно позже, где о Речкалове написано сухо и сжато, а иногда и в отрицательном смысле.
    Получается, что негативное отношение к Речкалову в "Познать себя в бою" это реакция на его книгу "В небе Молдавии".
     
  8. sanek-

    sanek- Guest

    Если о войне говорить, то верно, но в полку он служили к тому времени не один месяц если учитывать довоенный стаж.
    Оба закончили авиашколы в 1939 году. Возможно одновременно попали в 55 полк. А может и не одновременно.
    Оба начинают свои мемуары с апреля 1941 года.
    Может и необязательно упоминать Речкалова если бы он не добился серьёзных успехов сразу же с первых проведённых им боёв. Но ведь Речкалов уже в первые дни показал себя одарённым истребителем.
     
    Last edited by a moderator: Jun 6, 2003
  9. sanek-

    sanek- Guest

    Дело не в следовании мемуарам Покрышкина, а в прочтении мемуаров Речкалова. Я никому не собираюсь следовать. Для меня это два равноценных, НАСТОЯЩИХ, лётчика и никто из них не выше и не ниже. И никому я не собираюсь отдавать предпочтения.
    Покрышкин сбил 59+6 при 156 воздушных боях.
    Речкалов сбил 56+6 при 122 воздушных боях.
    Пока не собираюсь.
    Дело в том, что Покрышкин у Речкалова как бы не упоминается.
    Как бы вроде бы...
    Да, если взять за основу мысль, что они оба друг друга не упоминают, то вроде и ниччччё военного.
    Но дело с этим у Речкалова обстоит несколько хуже.
    Собственно сравнительный "анализ" наводит на неприятные мыслишки(не могу назвать мыслями).
    Поехали.
    Из речкаловских мемуаров("В небе Молдавии") я беру цитаты где можно чётко идентифицировать бои или события, в которых участвовал Покрышкин, судя по мемуарам Покрышкина("Познать себя в бою") самого.

    Первая идентификация.
    Речкалов.
    Покрышкин.
    Следующее.
    Обнаружена службами ВНОС большая масса(18) бомбёров Ю-88, идущая на Котовск.
    Между прочим, они шли без истребительного сопровождения, и из 18 Ю-88 сбито 14(это на заметку либерастам).
    Сам Речкалов летел, как и многие, на "чайке" и поэтому "миги" обогнали всех кто на "чайках". Как известно, "миги" были в скваде Атрашкевича.
    Речкалов.
    Покрышкин.
    Но идентификация не по шлейфу масла, конечно. Оба пилота свидетельствуют, что именно в этом бою погиб Николай Яковлев, который пошёл в лобовую на головной Ю-88. Оба свидетели. Небольшая разница в описании подвига Яковлева, что вполне понятно, так как оба видели атаку Яковлева под разными ракурсами и с разным удалением.
    Дальше интереснее.
    Идентификация или наоборот, связана с гибелью командира сквада Атрашкевича.
    Сначала вот как описывает Покрышкин.
    Подразумевается: на следующий день после смерти Николая Яковлева.
    Получается, что Атрашкевич погиб при штурмовке переправы, да ещё и врезался в гущу техники. Получается, что Покрышкин участвовал в этом бою и видел как погиб Атрашкевич.
    Дальше опять Покрышкин. Это уже после этого боя.
    Вообще-то по-хорошему, обстоятельства гибели узнают у ведомых, а тут получается, что Покрышкин чуть-ли не главнй свидетель гибели Атрашкевича. А где ведомые Атрашкевича Макаров и Дьяченко?
    Не кажется- ли, что Покрышкин несколько выпячивает свою роль? Да и какая-то лубочная картинка получается - приехал Иванов и всех сразу приободрил.

    А теперь вот что пишет Речкалов.
    Подробности по Речкалову.
    Под "двумя летчиками" подразумеваются его ведомые Макаров и Дьяченко.
    И ещё некоторые подробности после боя по Речкалову.
    По Речкалову видно, что Покрышкин не мог быть свидетелем гибели Атрашкевича...если верить, конечно, Речкалову.
    И кроме того, сами личные воспоминания Речкалова по разбору полёта не расходятся с принятой практикой разбора полётов в полках по сей день.
    Временное назначение покрышкина и.о. комэска у Речкалова не упоминается, хотя сам Речкалов лично летал за заместителем Атрашкевича Соколовым, который в это время обучался на "миге" на другом филде.
    До прибытия Соколова сквад выполнял боевые задачи взлетая с аэродрома подскока Сынжерея. То есть, под командование покрышкина.
    Речкалов об этом ни слова.
    Если к этому времени Покрышкин и не добился каких-либо серьёзных успехов в бою, то временное исполнение обязанностей комэска говорит о том, что он был не рядовым лётчиком. Да и после прибытия Соколова Покрышкин, командир звена(3 самолёта), становится его заместителем.
    Ещё некоторые расхождения может и не столь значительные, но всё-таки...
    Покрышкин пишет про возвращение Соколова с курсов следующее
    Но Речкалов чётко подтверждает, что возвращение Соколова в полк было сделано по приказу комполка Иванова. За Соколовым летал Речкалов на У-2, ессесно по приказу.

    Поехали дальше.
    Следующая точная идентификация Покрышкина это во время штурмовки аэродрома Бельцы где погиб комэск Соколов со своим ведомым Овсянкиным.
    Но прежде чем писать об этом хотелось бы отметить вкратце успехи Речкалова. К дате смерти Соколова у Речкалова было 3 сбитых самолёта противника и один из них Ю-88, а так же подбит двумя эрэсами 1 танк на штурмовке плацдарма противника на нашем берегу реки Прут. Все самолёты сбиты на "чайке". Один из них сбит залпом двух эрэсов. Лётчик-истребитель Шелякин имел 4 сбитых. Дьяченко 4, из них 2 "Ю-88", 1 "Ме-109", 1 "ПЗЛ-24".
    По мемуарам Покрышкина, к тому времени он сбил 6 самолётов( может в группе? Это из того места где Покрышкин спорит с самим командиром соединения генералом Осипенко, а комполка Иванов стоит скромно в сторонке. Вот это "пальтцЫ"!По самим мемуарам совсем не видно что он к моменту спора с Осипенко сбил 6 самолётов)противника, но из других источников известно, что Покрышкин сбил первого тогда когда сам был сбит зениткой, неосторожно поднявшись над берегом реки. Это было при сопровождении наших бомбардировщиков, а значит позже всех вышеперечисленных лётчиков, и позже спора с Осипенко. Дичнулся, башкой ударился о приборную доску, сознание потерял. Ну это всем известно. Правда он перед этим ещё наш "Су-2" завалил. Ну да ладно...
    Получается, что Речкалов "не замечает" сбитие заместителя комэска первой эскадрильи. Не слишком-ли странно?
    Обстоятельства гибели Соколова.
    На филде в Бельцах(ударение на первую букву, по молдавски "Бэлць") было обнаружено скопление вражеской техники. Была проведена штурмовка. Погиб ведомый Соколова Назаров(по Речкалову), "эскадрилья вернулась без одного лётчика"(по Покрышкину). Странно, что замкомэска Покрышкин не упоминает, что погиб лётчик-истребитель Назаров, который в этом вылете был ведомым комэска Соколова(типа мелочь пузатая что-ли?).
    Покрышкин в этом вылете участвовать не смог из-за отказа двигателя на разбеге.
    На следующий день решили повторить штурмовку восьмёркой "мигов". Наверно столько "мигов" и было в полку в этот момент.
    По Речкалову.
    ------------------
    На штурмовку филда в Бельцах вылетели по-парно двумя звеньями по четыре самолёта в звене. Командир первого звена комэск первой эскадрильи Соколов с ведомым мл.лейтенантом Овсянкиным, вторая пара Фигичев-Дьяченко. Фигичев ведущий в паре.
    Командир второго звена Константин Ивачёв с ведомым Лукашевичем. Вторая пара второго звена Викторов-Столяров.
    Все фамилии лётчиков подлинные.
    Пары Соколова и Фигичева бомбили стоянки мессеров, пары звена Ивачёва бомбили стоянки "юнкерсов".
    Пара Фигичев-Дьяченко после сброса бомб подавляла огонь зениток.
    По Покрышкину он участвовал в штурмовке филда в Бельцах. Ведомый у него был Дьяченко. ну в общем чётко видно, что у Речкалова пара Фигичев-Дьяченко, у Покрышкина пара Покрышкин-Дьяченко.
    Покрышкин не пишет полный состав группы и не заостряет внимание на том какую стоянку он штурмовал. Вот что пишет Покрышкин.
    Покрышкин не описывает кто ещё был в группе, а только одно, что не вернулись Соколов и ведомый Овсянкин.
    Вот в этом они с Речкаловым вторят друг другу))
    После смерти Соколова Покрышкина назначают комэском, но у Речкалова об этом ни слова.
    И вот ещё.
    Речкалов.
    Странно.
    Ведь Покрышкин утверждал, что полковые документы этого периода были уничтожены.
    Сразу же после смерти Соколова замкомэска должен исполнять обязанности комэска. В этот день лётчики эскадрильи уже покойного Соколова совершили ещё несколько вылетов.
    Речкалов.
    Это была новая пара Дьяченко-Шиян. Вы догадываетесь кто был третьим? Почти всё сходится. И сопровождение "Су-2", и район Могилёв-Подольский, и количество "мессеров", и сбитый Дьяченкой "мессер", вот только второго "мессера" завалил этот третий по его же воспоминаниям.
    Вот только дата не сходится.
    Ну и такой факт очень интересен.
    Как Покрышкин не заметил гибели двух пилотов его сквада? Ведь до смерти Соколова в скваде всего 8 "мигов". После смерти осталось 7. И через 5 часов в тот же день осталось 5 "мигов".
    После этих событий, когда Покрышкин получил приказ прнять сквад, примерно 25 июля полк перебазировался на филд Раздельная(городок назван по названию ж.д. станции Раздельная, которая разделяет общий поток поездов на кишинёвское и одесское направление).
    У Речкалова это упоминается. Просто "новый аэродром", или просто "новое место".
    И вот на новом месте, то есть в Раздельной, на которую они перелетели сразу после штурмовки ж.д. станции Слободзея
    Речкалов обмолвился, что "мигами" собранными в одну эскадрилью командовал Ивачёв Константин, а заместителем его был Фигичев. Это как понимать? Чьими "мигами"?
    И хххде Покрышкин?))
    Ведь это не просто "неупоминание"...Речкалов фактически всеми силами избегает называть эту фамилию.
    Под воздействием Речкалова я по новой перечёл Покрышкина. И ярко бросилось в глаз того чего я раньше не замечал. У Покрышкина офигенный культ личности. Он обязательно "присутвовал" во всех ключевых событиях. Он первый "понял" как надо воевать с немцами, а все остальные только и делали что "внимали" его откровениям, глядя в рот, и боялись обронить лишнее словечко. По мемуарам Покрышкина он и Наставник, и Отец, и всё знает наперёд, и всегда быстро оценивает ошибки. Правда, почему-то только чужие ошибки. И принципиален до ужаса не взирая на ранги, должности и звания. И борец против морально устаревших инструкций по ведению боя. Правда после победы над старыми инструкциями он борец за жесточайшее исполнение ЕГО ЛИЧНЫХ инструкций по ведению боя. Я обратил внимание, что он имел натянутые отношения не только с Речкаловым, но и с Фигичевым и ещё с несколькими выдающимися пилотами. И Постоянно Покрышкин прав. Такого ведь не бывает...
    Ох, неспроста это...
    Замечаю и на ФриХосте такие вещи))) Да чё уж там греха таить)) Вспоминая некоторые моменты по прикрытию другими вирпилами меня любимого и неповторимого, летящего на штурмовку на ИЛ-2, самому становиться противно от своих же слов, сказанных в запале.
    Ндаа... Книга Речкалова "В небе Молдавии" имеет в себе что-то такое лечебное, которое надо применять как рвотное после отравления всякой заразой наподобии высокого самомнения.
    Я ни в коей мере не сомневаюсь в покрышкинские 59 сбитых, потому что учёт сбитых у нас был поставлен достаточно серьёзно. Последней преградой на пути приписок стоял начфин, которому приходилось выписывать премиальные деньги за сбитые. Цифры премиальных взависимости от типа сбитого самолёта колебались от 1 до 10(десять) тысяч рублей.
    Для сравнения - 300 тысяч советских рублей в 1945 году равнялись 10 миллионам французских марок. Такую сумму "заработал" полк "Нормандия-Неман".

    И ещё.
    Я несколько удивлён одним моментом.
    Несколько лётчиков-истребителей кроме всяческих многократных наград и званий награждены орденом Алескандра Невского. Не сказать чтобы много таких, но и не сказать чтобы мало.
    Кто-то раньше, кто-то позже, а кто-то и вообще не заслужил этого ордена.
    Как ни странно, а новатор Александр Покрышкин, которые разрабатывал новую тактику по 100-пудовому уничтожению врага с минимальными потерями, не заслужил такого ордена.
    А вот Речкалов...
    Многим интересующимся известно , что первые звёзды Героев Покрышкин, Речкалов, Фадеев(посмертно), Глинка и так далее получили за бои над Кубанью. Но мало кто знает, что за те же бои над Кубанью Речкалов заслужил орден Александра Невского.
    Общий смысл статута этого ордена таков- за нанесение противнику огромного или максимального(полное уничтожение врага) ущерба с минимальными потерями для себя. Но в самом статует оговаривается для родов войск авиации.
    Вот что сказано про авиацию
    Уж не завидовал ли Александр Иванович своему потенциальному сопернику на должность комполка? Это что же получается, в натуре?)) Только-только Речкалов возобновляет свои полёты в декабре 1942(перерыв в полётах из-за ранения и лечения с конца июля 1941 по декабрь 1942), а к апрелю 1943 года и у него ГСС и орден Александра Невского?
    Так же надо признать некоторую психическую ранимость Речкалова, так как он был дальтоником. Так сказать "ахилесова пята".
    По-крайней мере, инициирование критики "ошибок", совершённых Речкаловым в должности командира полка, на партийных собраниях дивизии я считаю делом нечистоплотным со стороны Покрышкина по отношению к выдающемуся Лётчику Григорию Речкалову.
     
    Last edited by a moderator: Jun 8, 2003
  10. new_one

    new_one Well-Known Member

    Joined:
    Mar 17, 2003
    Messages:
    66
    Location:
    Саратов
    Что-то я не пойму. Нелюбовь этих двух людей вроде как известна и не особо ими скрывалась. Ты берешь воспоминания одного из них - и нате! - другой там не совсем положительно освещен. Берем Голубева - в его воспоминаниях Покрышкин окружен ореолом обожания. И что? Голубев не прав? Может быть. Это мнения разных людей. Покрышкин тормозил карьерный рост Речкалова? Оч. может быть. Были ли у него кроме личных еще и объективные причины? не сомневаюсь, иначе он бы не смог мотивировать свое торможение перед остальными.
    Вообще, неплохо бы посмотреть на упоминания о Речкалове и у других. Сравнить.
    Награды... Здесь уместно сравнивать иконостасы вообще, а не присутствие конкретной награды. Будет видно, за что кого награждали. И хотелось бы уточнить про статут орд. ал. невского. Мне попадалась инфа, что для награждения им командир должен лично проявить некие качества в бою (успешном, разумеется). Нельзя ли где подробнее узнать об этом ордене (дату введения, статут и т.п.)?
    Ты сравниваешь летчиков как пилотов-истрибителей, но касаешься их должностей. Непонятно. То, что Покрышкин как комдив был на своем месте пока никем не оспаривается. А вот уместен ли был бы на его месте Речкалов - вопрос. Что-то мне подсказывает, что не зря Покрышкину не нравился Речкалов-командир. При этом Речкалов-пилот ему вполне был симпатичен. А то он бы и награждения его придерживал.
    По поводу новаторства. В Москву на семинары все таки Покрышкина звали, а не кого другого. Хотя ГСС в дивизии хватало. И командиров разного ранга тоже.

    ЗЫ лично я против Речкалова ничего не имею (пока :). А то, что Покрышкин был ну очень конфликтным он сам и не скрывает.

    ЗЗЫ А что, комполка за своих подчиненных перед комдивом ответственность не несет уже?
     
  11. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)

    "В Небе Молдавии" вышла в 79, а до этого у него была ещё "Дымное небо войны" в 68, в скорости после "Неба войны" Покрышкина. Интересно бы её было глянуть
     
  12. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Покрышкин в апреле 41 вернулся с полгодичных в курсов командиров звеньев, при полке же, но в другом месте.

    Кто из них когда попал в 55 ИАП - это вопрос интересный.
    Покрышкин действительно видимо в 39, в "Небе войны" есть следующий момент:

    Возле нашего стола остановился командир третьей эскадрильи Назаров. Кивнув на пустые скамейки, он с усмешкой сказал:

    ? О, оказывается, командир-то здесь! А я считал, что и его нет. Вот ситуация: водки много, а пить некому.

    Я знал, что Назаров несправедливо таит обиду на меня.

    А ведь прошло почти два года с тех пор, когда произошел случай, обозливший его.

    По прибытии из школы в полк я был зачислен в его звено. Мы с Мироновым стали его ведомыми. Однажды из-за небрежности командира чуть не произошло столкновение в воздухе. Назарова тогда строго наказали, а к нам назначили другого командира.


    http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin2/03.html


    На некторых ресурсах пишуть что Речкалов попал в 55 в 41:

    http://aces.boom.ru/all1/rechkal.htm

    однако там же его обзывают сержантом, так что достоверность данной информации крайне сомнительна :)

    Это уже совпадение.

    А что вы имеете в виду под "серъёзными успехами"?

    До госпиталя - 3 сбитых, скажем так ничем не выделялся, да и Покрышкин не очень заметная шишка на ровном месте на тот момент был.
     
    Last edited: Jun 10, 2003
  13. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    В случае с забором комполка на У-2 говорить сторого о конфликте не приходить, Речкалов не пишет что он видел как Куриллов выполнял приказание, соответственно данное приказание могло быть для него отмененно(или статть невыполнимо по объективным причинам) и отдано Покрышкину.


    Простите, а почему это не видно по самим мемуарам? :)

    Разведка, прикрывает Семенова, Bf-109:

    1).Вон они, ниже и впереди меня. Привычка к левым боевым разворотам у немецких летчиков подтвердилась. Тут же, не теряя ни секунды, ловлю в прицел ведущего тройки "мессеров". Только успел прицелиться, как правее крыла моего самолета проносится трасса: подоспела верхняя пара Ме-109, она и атаковала меня. Ситуация складывается не в нашу пользу.

    Делаю снова рывок вверх. Темно в глазах от перегрузки. В верхней точке горки зрение быстро восстанавливается. Уверенный, что преследовавшая меня пара Ме-109 не могла создать такую перегрузку и находится где-то впереди и ниже, поворачиваю самолет вокруг вертикальной оси и вижу "мессеров" там, где и предполагал. Сейчас надо атаковать. Но в это время поймал взглядом самолет Семенова. Он ниже меня метров на четыреста. Что с ним? Почему белые хлопья дыма за хвостом? Его атакует тройка "мессеров". "Подбили и сейчас зажгут", ? мелькнула мысль, и, прекратив преследование пары, перевожу свой самолет в вертикальное пикирование на тройку Ме-109.

    Вхожу в атаку. "Надо сбить ведущего", ? решаю. Проскакиваю мимо ведомых. Из-за большой скорости и просадки самолета на выводе из пикирования я оказался ниже Ме-109. Делаю горку. Вот он, самолет врага. В упор даю очередь по "животу", потом вторую... Из чрева "мессера" вырвалось пламя.
    В эти секунды я забыл обо всем. Первый вражеский самолет падал горящим от моей очереди! Забыв об осторожности, глядел на этот факел в небе. Беспечность тут же была строго наказана. Взрывы снарядов, удары пуль сотрясали мой "миг". Истребитель оказался в перевернутом положении.

    С трудом вывернул самолет и продолжал вести бой. Один против четырех. Надо было обеспечить безопасный выход из боя Семенова, самолет которого, бесспорно, поврежден.

    http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin-1/02.html

    2). Bf-109

    А утро началось с вызова на командный пункт. Иванов поставил передо мной неожиданную задачу:

    ? Вылетайте со своим звеном в Пырлицу. Атакуйте там на летном поле немецкий десант. Вылетать немедленно.

    В Пырлице мы внимательно осмотрели аэродром сверху. Но обнаружили всего лишь три валявшихся парашюта. Наверное, их оставили приземлившиеся немецкие летчики со сбитого бомбардировщика. Поняли, что это было одно из тех панических сообщений о десанте, которые часто поступали в дивизию от местных жителей.

    Но нельзя же уходить домой с неизрасходованными боеприпасами. Решил пойти на аэродром Яссы и проштурмовать его. Взяли новый курс. Севернее города обнаружил идущих ниже нашей группы пару "мессершмиттов". Пропустил их под себя и тут же спикировал. Я нацелился на ведущего Ме-109. Удар наш был молниеносный и точный. С первой же очереди я расстрелял "мессера". Ведомый со снижением развернулся в западном направлении и стал удирать. Я было пошел вдогон, но, посмотрев в сторону напарников, увидел, что они крутили петли. Присмотрелся, вижу гонятся друг за другом с большими перегрузками. Прекратил преследование, бросился на помощь ведомым. Противника около них не было. Покачиванием своего самолета с крыла на крыло с трудом пристроил их и взял курс на Маяки.

    http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin-1/02.html

    3). He-126

    Прежде всего отправили в Маяки самолеты, получившие повреждения в сегодняшних боях. А потом уже пятеркой взяли курс на Бельцы, Я в паре с Лукашевичем летел на высоте тысяча метров, а звено во главе с Дьяченко ? триста метров выше нас. Заходящее солнце, дым от горевших сел, пыль и гарь мешали искать цели в воздухе и на земле. И все же на проселочной дороге обнаружили небольшую колонну автомашин. Она шла в сторону Бельцы. Дав команду группе эволюциями самолета, крутым снижением пошел на цель.

    На высоте около шестисот метров заметил на светлом фоне неба выше нас немецкого разведчика и корректировщика "Хеншель-126". Сразу же сообразил, что он был под нами. Мы его не заметили на темном фоне земли. Сейчас он выше и его экипаж не видит нас. Это надо использовать. Уж очень заманчивая и важная цель. Наверняка идет с данными о наших войсках. Зная о высокой маневренности "хеншеля", о том, что он может запросто ускользнуть от скоростного истребителя, я решаю снизу подкрасться к нему, маскируясь фоном земли.

    Маневр удался полностью. Экипаж вражеского разведчика не заметил атакующего "мига". Подойдя к "хеншелю" метров на семьдесят, открываю огонь. Сумеречное небо прочертили яркие огненные трассы. Они прошили снизу фюзеляж и мотор разведчика. Мимо меня пролетели какие-то белые листы. Что это? Но тут же сообразил, что это куски дюраля. "Хеншель" свалился в крутую спираль и, оставляя за собой длинный шлейф черного дыма, стал падать к земле.

    После атаки внимательно осмотрелся. В воздухе вражеских самолетов не было. Решаю проследить за падением разведчика. На этот раз наблюдение за "хеншелем" оказалось не напрасным. У самой земли он вышел из спирали и с дымом за хвостом потянул на запад.

    Хитрый, гад! Пытается уйти! Не выйдет! бросаю "миг" в пикирование и догоняю "хеншеля". Вокруг меня проносятся трассы от зенитных пулеметов. Это снизу пытаются помочь своему...

    Самолет противника в моем прицеле. И тут вдруг что-то ударило по моему самолету, обожгло мне подбородок. Вихри воздушной струи разбрызгали по плексигласу фонаря кровь. "Видимо, меня атаковали "мессершмитты", ? подумал я и быстро глянул назад. Там, за мной, Лукашевич. Значит, попала зенитка.

    Преследование фашистского разведчика не прекращаю. Догоняю "хеншеля" и прошиваю его очередью из БС и "шкасов". Вскоре вижу, как он врезался в землю и, перевернувшись, взорвался. Направляю "миг" в набор высоты левым боевым разворотом. Но что это? С юго-запада, навстречу мне и выше метров на сто подходит другой "Хеншель-126". Видимо, идет на смену тому, который уже догорает на земле. Он летит спокойно, не замечая нашу пару.

    http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin-1/03.html

    4). Тут же ещё один He.126

    Преследование фашистского разведчика не прекращаю. Догоняю "хеншеля" и прошиваю его очередью из БС и "шкасов". Вскоре вижу, как он врезался в землю и, перевернувшись, взорвался. Направляю "миг" в набор высоты левым боевым разворотом. Но что это? С юго-запада, навстречу мне и выше метров на сто подходит другой "Хеншель-126". Видимо, идет на смену тому, который уже догорает на земле. Он летит спокойно, не замечая нашу пару.

    Решаю повторить маневр. Тоже маскируясь темным фоном земли, подкрадываюсь к нему под "живот" и очередью из всего оружия расстреливаю его. "Хеншель" тут же свалился в штопор. Нет! Не обманешь! Первый уже пытался уйти! Не вышло!

    Энергичным переворотом ввожу "миг" в вертикальное пикирование и пытаюсь поймать в перекрестие прицела штопорящего "хеншеля". И тут вижу... как стремительно налезает на меня земля. Мгновенно делаю рывок на себя ручки управления, и от огромной перегрузки резко выходящего из пикирования "мига", теряю сознание... Очнулся, когда самолет у самой земли успел выйти в горизонтальный полет. Ухожу вверх правым боевым разворотом и ищу атакованный самолет врага. Увидел его горящим на земле. В это же время обнаружил, что надо мной нет сдвижной части фонаря кабины. В лицо бьет встречная струя воздуха. Тут я понял, какая была огромная перегрузка на выходе из пикирования. Сорвало сдвижную часть фонаря. Как я сам выдержал?

    Принимаю решение: на поврежденном самолете штурмовой удар по наземной цели не наносить и уходить в Маяки.

    http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin-1/03.html

    5). Bf-109

    Четверка "мессершмиттов" нацелилась на мой самолет, а другая ? пошла на догон нашей группы. Бой разделился на два очага. Я закрутился под самыми облаками на виражах. На вертикальные маневры не позволяли перейти черные грозовые тучи.

    Вот один из Ме-109 почти у меня на прицеле. Надо только взять упреждение, вынести перекрестие впереди мотора. Чуть потянул ручку управления, и мой "миг", задрожав, стал входить в штопор. Отдачей ручки от себя перешел в пикирование и, разогнав самолет, энергично пошел вверх горкой.

    Таким образом перевел бой на вертикали, более желательный для меня способ. "Мессершмитты" же пытались поймать меня в прицел, кружась на горизонтали. Проскочив между ними, влетел в облачность. Переворотом пытаюсь выйти вниз, зависаю на плечевых привязных ремнях. Вдруг чувствую точечные удары по лбу. Догадываюсь: это же град! У меня нет сдвижной части фонаря ? сорвало во вчерашнем бою. Эти мысли пронеслись в голове в какое-то мгновение, вот я вываливаюсь на пикировании из облаков.

    Мой замысел удался: прямо перед собой вижу "мессершмитт". Энергично вывожу из пикирования самолет и расстреливаю фашиста в упор. Сразу же сваливаю самолет снова вниз. Сделал это своевременно ? мимо пронеслась трасса снарядов. Снова выхожу на горку. Вижу, как проскакивает мимо меня с длинным шлейфом дыма сбитый Ме-109.

    http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin-1/03.html

    6). Ju-88

    Технический состав еще не успел заправить все самолеты горючим и боеприпасами, как услышали гул, а потом и увидели группу немецких бомбардировщиков. Вскочив в кабины, запустили моторы. Вылетели со мной Дьяченко и Лукашевич, Остальные самолеты еще не были готовы к взлету.

    Я думал, что противник нацелился на наш аэродром, но бомбардировщики держали курс на Кишинев. Мы устремились на перехват.

    С ходу наша тройка атаковала группу из семи Ю-88. Я и Дьяченко сразу же сбили два бомбардировщика. "Юнкерсы", сбросив в поле бомбы, стали круто разворачиваться. Но наше звено повторно пошло в атаку. Только я собрался открыть огонь по Ю-88, как справа от моего самолета прошла трасса пуль и снарядов. Ушел со снижением. Тут же увидел, как надо мной проскочил Ме-109. Дьяченко, нацелившись на бомбардировщика, не успел уйти из-под удара внезапно появившейся четверки "мессершмиттов". На его самолете перебили тягу управления рулями глубины. Хорошо, что подоспел на помощь Лукашевич. Очередью по мотору он сбил "мессера" и спас боевого товарища. Но положение Дьяченко было, прямо скажем, катастрофическим. Я видел, как его "миг" перешел в пикирование, а Дьяченко все не выпрыгивал из кабины. Земля приближалась, парашютиста не было. "Прыгай! Дьяченко, прыгай!" ? кричал я, хотя и знал, что он меня не услышит.

    http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin-1/03.html

    Если вы количество сбитых смотрели по "Небу войны" - так он там и утверждения о 6 сбитых не делает, там этот диалог выглядит иначе :)

    И из каких "других" источников сие известно?

    Это действительно странно.

    Скажем так - противоречий вы нашли у них довольно много, но это не проблема, потому как память человеческая инструмент ненадежный весьма, а мемуры пишуться в старости, когда становиться она особенно ненадежной, и многие проблемки могут быть на неё списаны. Противоречия между мемуарами вообще не редкость, можно найти противоречия даже между "Небом войны" и "Познать себя в бою" - тот же диалог по поводу потерявшегося Фигичева, и не стоит их толковать с глубоким смыслом.

    Вот например у Покрышкина Григорий Жизневский - заместитель командира полка, а у Речкалова - командир 3 эскадрильи. Ну и с какой личной выгодой по вашему Покрышкин исказил историческую правду?


    Культ, как вы сказали, личности, даже если он у Покрышкина и прослеживаеться в мемуарах, вполне может быть более поздним приобретением, скажем от той же старости и ощущения непризнаности своих заслуг.

    Да, "разоблачительство" - болезнь заразная :) Тут на форуме не так давно пытались Матросова разоблачить, не припомните случая? ;)

    Ну скажем Покрышкин лично способствовал согласно его мемуарам ослаблению этого учёта, когда упросил что бы сбитых у Малой Земли, при сопровождениии "Пешек" немцев засчитывали как подветржденных, хотя наземного подтверждения на них не было, только от экипажей "Пешек". :)

    Начфину собственно пофиг, он не из своего кармана платит, а государственнфые деньги выдаёт, ему главное что бы документация была в порядке.

    А в зависимотси от чего колебались - то? А то я только о 10 000 слышал.

    По 1000 за сбитого что-ли? :)

    Наша система награждений логикой и систематичностью не отличалась и делать столь глубоко идущие выводы из этого факта я бы не рискнул :)

    Действительно, сам Покрышкин был жестоко обделён наградами и должностями :) Ему даже не дали Ордена Александра Невского :dark:

    Что-то вы про декабрь 42 путаете ИМХО. У Бодрихина указана лето 42 как возвращение Речкалова в полк, у Покрышкина в "Небе войны" он возвращение Речкалова датирует вообще в начале 42. Согласно тому же Бодрихину речкалов на Яках успел ещё несколько сбить до вывода полка на перевооружение на P-39.

    Из чтения мемуаров Покрышкина и Речкалова я этого не заметил.

    Простите, я вас спрошу прямо, "по армейски" - что Покрышкин должен был в жопу поцеловать Речкалова за его достижения?
     
    Last edited: Jun 10, 2003
  14. PressLuftHammer

    PressLuftHammer FH Beta Tester

    Joined:
    Mar 5, 2003
    Messages:
    14,982
    Location:
    Ekaterinburg (Russia)
    Дык впомните старую армейскую мудрость "Куда солдата не целуй, везде жопа"(с) :D
     
  15. sanek-

    sanek- Guest

    Личные качества везде нужны. Орден Александра Невского это первый(низший) чиста "полководческий" орден.
    Собственно зачем лишние слова когда статут ордена известен.
    Как понятно из статута, что это орден за победы "не числом, а умением". Точно так же как разбил рыцарей Александр Невский в битве на Неве.
    Все остальные "полководческие" ордена были более высокого ранга и присваивались несколько за другое. По крайней мере в статутах тех орденов нету упора на то, чтобы меньшим числом нанести максимальный урон противнику, имеющему численное превосходство, с наименьшими потерями для себя. А в случае с авиацией условия более жесткие - вообще без потерь.
    Проще говоря - за умение воевать по-суворовски.
    [​IMG]
     
  16. new_one

    new_one Well-Known Member

    Joined:
    Mar 17, 2003
    Messages:
    66
    Location:
    Саратов
    А ссылками на подобные материалы тебя не затруднит поделиться? Буду самообразовываться.
     
  17. sanek-

    sanek- Guest

    http://awards-su.com/index/ordenold.htm
     
  18. sanek-

    sanek- Guest

    Для badger'a

    Признаю, что ошибся насчёт сбитых Покрышкина в начальный период(по мемуарам). Ошибка чисто техническая.
    Легко признать, что Речкалов пишет фигню. Фигня и всё...и нет проблем. Ну типа конфликт у них был и нет проблем. Проблемы всё-таки есть и немалые.
    Можно много писать о некоторых вещах с намёками или без, но я утверждаю, что изобретения "этажерки", формулы "высота-скорость-манёвр-огонь", "потенциала бреющего полёта", "соколиного удара", присвоены Покрышкиным...или, скажу по-другому, приписываются ему необоснованно.
    Я не стал бы не учитывать статут ордена Алесандра Невского в вопросах оценки Покрышкина и Речкалова как командиров, как делаешь ты, иначе получается, что вообще никакой истины нет.
    А истина ведь проста - Речкалов четвертый советский ас Великой Отечественной и упоминание его в мемуарах Покрышкина, как просто грамотного и надежного и не более, а больше о недостатках Речкалова, лично мне читать несколько неприятно.
    А такой факт, что на должность командира 16 ГвИАП не сгодился никто из его "воспитанников" и пришлось Б. Глинку переводить из 100 ГвИАП на должность комполка 16 ГвИАП, ни о чём не говорит? Зачем понадобилось комдиву Покрышкину это делать, если в самом полку, не считая Речкалова, было большое количество достойных кандидатур?
    Победив дракона сам стал драконом?
    Покрышкин имел властный характер и требовал беспрекословное исполнение его личных инструкций по ведению группового боя. Ну прям как Исаев-Маев-Граев. Но чтобы требовать надо прежде доказать свою правоту, а судя по тому факту, что Невского Покрышкин не получил, с доказательствами у него было не густо.
    Я думаю(предполагаю), что вот в таких вопросах и мог быть конфликт.

    Был у нас супер-мега-ас Гулаев. Легенда, миф и прочее...
    Вторая звезда Героя получена им за 42 сбитых лично в 42 боях. Круто? В итоге 69 боёв , в которых сбито лично 57 самолётов противника. Последний бой провёл 14 августа в 1944 году и потом отправлен на учёбу. В таком ракурсе он превосходит всех асов на голову если не на две. Но вот с карьерным ростом за военный период у него "непорядок". В декабре 1942 года первый сбитый, а в августе 1944 года заканчивает воевать на должности комэска. И опять же не удостоен Невским. Странно? Нет. Ничего странного. Потери в его скваде происходили регулярно, да и "писательством" не грешил в отличии от некоторых. А так бы написал книжонку и глядишь стал бы ...ну этим самым....типа теоретиком или новатором.
    Так что звиняйте.
    Хотя очень интересно в чём же заключается фантастическая результативность Гулаева. Ничё толком неизвестно кроме как из мемуаров Архипенко.

    Книга Речкалова вышла в 1967 году(посмотри на Милитере -Речкалов Г А. В небе Молдавии. ? Кишинев: «Картя молдовеняскэ», 1967. ? 247 стр. ? тираж 15 000 экз.). Это на следующий год после "Неба войны". Другие книги Речкалова вышли на год позже.
     
  19. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: Для badger'a

    Признать можно всё что угодно.

    Какие проблемы-то?

    Да уж ясен пень не Покрышкин это изобрёл, и не Сафронов и не Лев Шестаков..
    Это было ещё в довоенных уставах, почитайте по соседству интервъю Голодникова. И применено было одновременно многоми. Это - как колесо.

    Правильно, наконец дошло до вас - нет никакой истины, жизнь - явление хаотичное. :D

    Опять-таки, гляньте Голодникова тоже - не меряли там нихера на количество сбитых, не в этом было дело.

    Потом М. Петров рассказал о тяжелом бое, в котором было сбито до десяти вражеских самолетов, но и восьмерка, которой он командовал, потеряла трех летчиков. Группа начала бой с четверкой Ме-109. Вскоре сверху их атаковали восемь "мессершмиттов". Был сбит ведомый Петрова. А через несколько минут горящим факелом пошел к земле и Ме-109.

    На помощь противнику подошла еще одна восьмерка "мессершмиттов". Она обрушилась с ходу на нашу семерку. Загорелся второй Ме-109. А тут по радио раздался голос Бориса Глинки:

    - Ранен! Выхожу из боя! Позднее узнали, что снаряд попал в кабину его самолета. Он плохо слушался рулей. Пытаясь добить его, четверка "мессершмиттов" ринулась к поврежденному самолету. Однако ведомый Бориса, сержант Кудряшов, отбил этот натиск. Тогда гитлеровцы переключились на Кудряшова и зажгли его. Сообщив по радио, что он горит, Кудряшов направил свои горящий самолет на Ме-109 и врезался в него. Огненный взрыв двух самолетов ошеломил на некоторое время противника. Потом вражеские летчики снова начали атаки. Загорелся самолет Шматко. Он повторил действия Кудряшова: врезался в "мессершмитт". Этот второй таран так подействовал на фашистов, что они, хотя имели абсолютное превосходство в силах, прекратили бой.


    http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin-1/12.html

    Во сколько надо оценить этих ребят? По 1 сбитому?

    Мне - ни о чём :)

    Называйте :) А то обобщать легко :)

    При чём драконы -то здесь? 20 век на дворе был.

    Вообще-то требовать соблюдение инструкций не Покрышкин придумал, это предусмотрено самой сутью армии. Если можешь сделать лучше - делай и плюй на инструкции. Если не можешь - соблюдай инструкции и не тявкай. Покрышкин не из штаба свои инструкции придумывал, он по ним летал сам.

    Действительно - 3 Звезды Героя это так, значки из лавочки, по 5 копеек. Вот Орден Невского - это да. Вам самому не смешно?

    Вы серъёзно считаете что награды есть мерило чего-либо, или может думаете что качества предусмотренные статусом награды вместе с наградами выдаються?

    В каких "таких"? Что за загадочные вопросы?

    У нас было много асов. Например вспомните в какой должности Кожедуб закончил войну. Тоже недописал чего?

    У Бодрихина сравнительно большая статья на него:

    http://militera.lib.ru/bio/bodrihin/04.html

    Значит Бодрихин ошибся :)

    Насчёт документов полка - гляньте сюда:

    http://airforce.users.ru:8080/nvi/forum/8/co/27377.htm

    P.S. Всё-таки мне непонять одного - если даже Речкалов и рыцарь без страха и упрёка, весь в белом там, кавалер неимоверного ордена Александра Невского- почему это означает что Покрышкин плохой?
     
  20. sanek-

    sanek- Guest

    Badger.
    Ты ведёшь спор некорректно.