Состоялись успешные испытания сверхпроводникового электродвигателя https://fpi.gov.ru/press/news/sosto...taniya_sverhprovodnikovogo_jelektrodvigatelya В Москве на базе Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) прошли успешные демонстрационные испытания электрического двигателя на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП) мощностью 500 кВт. Двигатель разработан в рамках совместного проекта Фонда перспективных исследований и ЗАО «СуперОкс». Использование высокотемпературных сверхпроводников в электродвигателях значительно снижает габариты и вес систем электроснабжения и электродвижения, что крайне актуально для создания воздушных судов с прорывными техническими характеристиками. В частности, ВТСП-электродвигатели могут найти применение в электрических или гибридных силовых установках самолетов местных воздушных линий, перспективных винтокрылых летательных аппаратов и аэротакси с вертикальным взлетом и посадкой. На испытаниях перспективного двигателя присутствовали представители АО «ОДК», ПАО «ОАК», АО «РЖД», АО «НИИЭФА им. Д.В. Ефремова», АО «Вертолеты России», АО «Камов», ФГБУ «Институт им. Н.Е. Жуковского» и др.
"но при этом значительно повышает габариты и вес систем охлаждения сверхпроводника" - забыли дописать? не могу понять - где же эти сверхпроводники в электродвижках могут помочь? 1. экономия энергии? но обычные электродвигатели имеют КПД около 80-90%, и даже если элдв на втсп имеют КПД в 100%, то эта экономия в 10-20% "сожрётся" работой холодильной установки для достижения температурных режимов работы втсп. 2. экономия массы? на самом движке - да. а на холодильной установке? и потом - в электровозах на массе экономить нет смысла - там наоборот нужна бОльшая масса, чтобы создавать бОльшую тягу. в морском транспорте - экономия массы в масштабах всего судна - исчезающий мизер. 3. экономия денег? ... Не, оно, конечно, если ВТСП работает при -50С хотя бы, то тогда да - офигительный прорыв, конечно... но тогда бы сразу стали говорить о маглеве, по-моему. А чегой-то не слышно...
Уже есть такие что при плюсовой температуре сохраняют сверхпроводимость. Правда надо обестпечить давление всего лишь в 2 мильена атмосфер.
Линии электропередач уже рабочие есть, трансформаторы там всякие на жидком азоте. А можешь Ваня посчитать сколько нужно жидкого азота заправить в вертолет с таким 500квт движком на час полета? Примерно? зы не вертолет но можно оценить расход. Кстати вроде как тот движок что в первом сообщении для реального ЛА собирались: https://utro.ru/articles/2017/07/18/1333981.shtml Не электросамолёт, а трансмиссия электрическая. Мож в дальнейшем на топливных элементах...
500кВт - это мощность движка. Если из 1 вычесть КПД, то останется то, что как правило выделяется в виде тепла в обмотках электродвигателя, в подшипниках и прочих механизмах. Электродвигатель с ВТСП вроде не должен выделять тепло, но тепло может туда поступать извне. Надо знать сколько именно внутрь той локализации проникает тепла - по валу (тепловые мосты), через теплоизоляцию, через вентиляцию и через излучение. Так, на глаз, не определишь... Если прикинуть (считай, с потолка цифру берём) в 1%, то тогда 5кВт тепла нужно отводить жидким азотом. Теплота парообразования у жидкого азота - 200 кДж/кг. 1 час - это 3600 сек. Ответ: 5*3600/200= 90 кг жидкого азота. Пара-тройка сосудов дьюара. не так уж и много. 500кВт - это 666 л.с. , самолёт такого масштаба (с таким движком) может несколько сотен кг нести на себе. (представил истребитель с 1 движком в 666лс) Другое дело - где батареек столько взять?
А собственное воздушно-радиаторное охлаждение в полёте от потока набегающего воздуха и потока от винта?
главное - температура. сколько ни дуй воздухом с температурой -40С (на высоте, например) - а нужные -60С не получишь. или сколько там Т нужно для того ВТСП, что использован в том движке? однако, холодильная машина вполне может и из -60С выкачать тепло и отдать его в среду с -40С. но это - МАШИНА. отдельная сложная и тяжёлая штуковина, с трущимися частями.
Надо патенты посмотреть, мож схемы уже есть. как-то многовато имхо. А есть данные по ЛЭП питерской сверхпроводящей и трансформаторным системам, как там с расходом ЖА? О как.
чё-то у меня уже кончаются мысли в голове насчёт продумать эффективность... газотурбинный двигатель по сути - тот же ТРД, только без компрессора. ну, компрессор весит сколько-то, да, может он и роялит на разницу между 8 и 10 кВт/кг. а так - КПД современных вращающихся преобразователей тепловой энергии в механическую, и потом механической энергии в электрическую - сильно ниже 100%. Думается, что где-то 80% - это предел совершенства. Другое дело - какие-нить каталитические термо-хемо-электрические преобразователи. Вот они, в принципе, смогли бы подобраться к 99%.
Это как это "без компрессора"? А где он кислород воздуха берёт для сжигания горючего? Скорее, я бы его считал близким к турбовальному, у которого основная мощность снимается с вала развитой (по сравнению с чистым ТРД) турбины
А я вот вспомнил, был же Ту-155. Как там водород упаковывали? Жидкий он был? И дохрена его было чтоб все охладить сверхпроводящее... И Ту-156 кстати.
Блин, да на него в монитор то смотреть жутковато, а как представлю, что такая зяба на пляж вылезает....
Интересная шняга... Особенно два вопроса: 1) Насколько быстро можно разогнать? 2) Насколько тих будет такой движитель? Прям представляю ПЛ типа Акула-III на этом принципе