О разрушении обшивки на Як-ах

Discussion in 'Engineering Retrospective' started by Alexander Chernov, Nov 13, 2003.

  1. Alexander Chernov

    Alexander Chernov Well-Known Member

    Joined:
    Aug 14, 2000
    Messages:
    1,317
    Location:
    Zaporozhye, Ukraine
    О разрушении обшивки на Як-ах

    Вот тут прочитал в отдельном документе по поводу Як-7 от Степанца.
    Цитата:
    "В июле-октябре 1942 г. в ВВС имели место 11 случаев раз-
    рушения крыла в боевых и тренировочных полетах, из них на
    ЛаГГ-З - 6 случаев, на Як-7 - 3, на Як-7Б - 1, на Ил-2 - 1.
    В девяти случаях разрушение заканчивалось катастрофой, в
    двух - аварией. Разрушение во всех случаях начиналось со
    срыва обшивки крыла при выполнении различных фигур пилотажа,
    переворотов, выводе из пикирования, при выполнении глубоких
    виражей.
    Расследованием было установлено, что основной при-
    чиной являлась непрочность приклейки обшивки к каркасу крыла
    (непроклей) [ЦАМО, ф. 35, оп. 11287, д. 772, л. 242; ЦГАНХ,
    ф. 8044, оп. 1, д. 851, л. 182]
    Я выделил на мой взгляд ключевую фразу. То есть не просто скоростным напором а именно под воздействием перегрузок. Обшивка крыльев несущая работает на изгиб и кручение.
     
  2. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    там поверх фанеры было полотно. его и срывало в первую очередь
    из-за непроклея. А оно уже являлось причиной всего остального.
     
  3. Alexander Chernov

    Alexander Chernov Well-Known Member

    Joined:
    Aug 14, 2000
    Messages:
    1,317
    Location:
    Zaporozhye, Ukraine
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    А вот это вряд ли. Оклейка полотном по всей поверхности наверняка. Его никакими силами не оторвешь. Написано то что написано. Перегрузки приводили к разрушению клеевого соединения фанерной обшивки и каркаса крыла.
     
  4. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    нет.

    как только найду цитату - запощу.
    подумай для примера, как бригады девушек, даже с
    помощью БАО и проч. народа, могли за _2_ недели на
    _всех_ фронтах поменять _фанерную_несущую_ обшивку Яков?

    полотно.
    и цитата у меня точная где-то есть.
     
  5. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    В Галлае цитата, скорее всего.

    но это будет не ранее понедельника-вторника.
    Ибо у нас тут мини-кон надвигаетсмя в полный рост :)
     
  6. Alexander Chernov

    Alexander Chernov Well-Known Member

    Joined:
    Aug 14, 2000
    Messages:
    1,317
    Location:
    Zaporozhye, Ukraine
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    Все эти сексуальные намеки из новейшей литературы вызывают чуство брезгливости. По крайней мере у Савицкого никаких девушек не было в его книге. Были спецы (мужики) с дополнительными деталями для усиления и клеем.
     
  7. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    Шахурин
    Яковлев
    Галлай

    "сексуальные намеки из новейшей литературы" ???????
     
  8. Alexander Chernov

    Alexander Chernov Well-Known Member

    Joined:
    Aug 14, 2000
    Messages:
    1,317
    Location:
    Zaporozhye, Ukraine
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    Не надо фамилиями авторитетов давить. Давай авторитетные цитаты.
     
  9. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

     
  10. hamstr

    hamstr Well-Known Member

    Joined:
    Nov 12, 2001
    Messages:
    2,919
    Location:
    Moscow, Russia
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    Еще можно добавить Шелеста.


    Думаю это не от той стены гвоздь. Срыв фанерной обшивки это несовершенство конструкции или брак, срыв тканевой обшивки это некачественная краска.
    Случай о котором написано у классиков касается ТКАНЕВОЙ обшивки, а её то срывало не от того, что клей был не качественный, или площадь склейки мала, а из-за того что в краске не хватало какого-то дефецитного компонента и ткань просто гнила.
     
    Last edited: Nov 17, 2003
  11. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    Всё-таки непонятно мне в чём принципальная разница? Результат - то вроде одинаковый?

    Из Родионова:

    Весной 1943 г. в рекламационных актах, направляемых в НКАП из частей ВВС КА, начали упоминаться случаи срыва обшивки крыльев, оканчивавшиеся, как правило, катастрофами. Предвестником катастроф обычно было растрескивание полотна. "Грешили" этим истребители Як-7Б завода № 153, Як-1 завода № 292 и Ла-5 заводов № 21 и № 99. Большинство дефектных самолетов были выпущены в конце зимы или весной 1943 г. Несмотря на предпринимаемые меры, к июню 1943 этот дефект принял настолько массовый характер, что грозил срывом боевых операций. Ремонт, производимый авиамастерскими не помогал - отремонтированные обшивки вскоре снова покрывались трещинами. Упоминания об этих событиях можно найти в воспоминаниях А.И.Шахурина, А.С.Яковлева, И.И.Шелеста (со ссылкой на рассказ П.В.Дементьева). Все они причиной называют "плохое качество нитрокраски, поставляемой одним из уральских химических предприятий, где применили наспех проверенные заменители". Но это не совсем так. Обратимся к более компетентному источнику: В.В.Чеботаревский - во время войны заместитель начальника лакокрасочной лаборатории ВИАМ. Объяснение этих событий дается по его книге "Лаки и краски в народном хозяйстве" и личным воспоминаниям. В конце 1942 - начале 1943 г. в нитро-шпатлевке АШ-22, разработанной Чеботаревским, без его ведома и достаточно серьезной проработки, свинцовый крон, входят и в состав пигментной части, был заменен на железный сурик. Замена была произведена на заводах НКХП в Челябинске и Новосибирске. Такая шпатлевка применялась на авиазаводах в течение всей зимы и весны. Летом "под воздействием тепла и солнечных лучей в слое шпатлевки возникли внутренние напряжения, вызвавшие растрескивание всего лакокрасочного слоя. Через трещины проникала влага, что резко снизило прочность приклейки ткани и привело к отрыву ее от деревянных частей". Свою роль сыграл и отказ от грунтовочного слоя аэролака алюминиевого цвета, который мог бы защитить шпатлевку от солнца и влаги. Растрескивание произошло почти на всех (примерно тысяче) самолетах, окрашенных с применением этой шпатлевки. Брошенные на фронт заводские бригады успели за 2-3 недели вернуть в строй дефектные самолеты (правда, в тыловых частях ремонт продолжался еще и в сентябре 1943 г). А буквально через 2-3 дня, как пишет А.С.Яковлев, началось знаменитое сражение на орловско-курском направлении. Таким образом, основная причина дефекта - некачественная шпатлевка, из рецептуры которой был выведен дефицитный свинцовый крон. Как видим, решить проблему его дефицита за счет шпатлевки не удалось. Но свинцовый крон входил и в состав зеленых эмалей А-24м и АМТ-4. Если нельзя отказаться от него в шпатлевке, то может быть уменьшить расход крона на краски? В них свинцовый крон (пигмент желтого цвета) вместе с милорью (синий пигмент) служил для получения зеленого цвета. При этом рецептуры предусматривали возможность замены этой парочки одним пигментом - зеленой окисью хрома, но и окись хрома была дефицитной - в 1943 г. НКАП получил только 53,8% от необходимого количества [35]. Невозможна была и замена свинцового крона на другой - цинковый: в марте 1943 г. "в связи с полным отсутствием цинкового крона" было принято решение "приостановить изготовление грунтов АЛГ-1 и АЛГ-5", применявшихся для покрытия металлических деталей перед окраской их нитроэмалями [36]. Выход был один - резко уменьшить выпуск зеленых эмалей. "Схемы" 1943 г. как раз и отвечают такому решению, весьма выгодному для авиапромышленности: на наиболее массовом типе самолетов - истребителях - зеленый цвет отсутствует полностью, а для других самолетов потребность в зеленых красках уменьшена более чем в 1,6 раза (3285,17).
     
  12. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    А если бы был специфический дефект при котором крыло бы на взлете отрывало - вы бы на этом основании сделали вывод что самолёты вообще летать не могли? :)

    Если вы считаете что прочность обшивки(и её крепления к набору) не имеет отношения к скоростному напору - обясните мне каким магическим способом подъемная сила передаёться на лонжерон крыла от воздуха, учитывая что прямого контакта между ними нет :) И заодно почему у Яков и ЛаГГов ограничение по скорости пикирования было 650 км/ч, а для 109-ых - 750 км/ч, а для P-51 и P-39 - за 800 км/ч, при том что рассчитаны они на примерно одинаковую разрушающую перегрузке 13.
     
  13. hamstr

    hamstr Well-Known Member

    Joined:
    Nov 12, 2001
    Messages:
    2,919
    Location:
    Moscow, Russia
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    Спасибо badger, ты как всегда, расставил точки на и :)
     
  14. Alexander Chernov

    Alexander Chernov Well-Known Member

    Joined:
    Aug 14, 2000
    Messages:
    1,317
    Location:
    Zaporozhye, Ukraine
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    Какие точки над "и". Причем здесь проблемы 1943г к Як-3 1944г?
    Проблема была у всех самолетов с композитным крылом (набор металлический, обшивка фанерная) в креплении обшивки к набору. Краска и оклейка тканью в данном случае "не в кассу".
     
  15. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    Проблемы с обшивкой в ВВС КА были всю войну по разным причинам, ваша первоначальная цитата про 44 год ничего не говорила, поэтому хотелось бы что бы определиллись - чего вы хотите сказать-то ? :)
     
  16. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    Итак, поехали, товарищ Чернов.

    А.С.Яковлев. Цель жизни.
    http://militera.lib.ru/memo/russian/yakovlev-as/25.html


     
    Last edited: Nov 20, 2003
  17. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    А.И.Шахурин Крылья Победы
    http://militera.lib.ru/memo/russian/shahurin/08.html

     
    Last edited: Nov 20, 2003
  18. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    Шелеста и Галлая донесу завтра, они в бумажном виде.

    и присоединяясь к вопросу Бэджера - предлагаю конкретизировать
    тему разговора. Мы выясняем, что отрывалось у Яков, или
    были ли "девчоночьи" ремонтные бригады? Ы?
     
    Last edited: Nov 20, 2003
  19. Alexander Chernov

    Alexander Chernov Well-Known Member

    Joined:
    Aug 14, 2000
    Messages:
    1,317
    Location:
    Zaporozhye, Ukraine
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    Зря ты столько времени потратил.
     
  20. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
    Re: О разрушении обшивки на Як-ах

    Вообще ничего не понял.
    у тебя достаточно оригинальная манера ведения
    дискуссий.

    P.S. на поиск и постинг цитат я потратил минут 20.
    как только появилось действительно свободное время.