YAK-3

Discussion in 'Warbirds General Discussion' started by frost, Feb 19, 2003.

  1. frost

    frost Well-Known Member

    Joined:
    Dec 9, 2001
    Messages:
    2,711
    Location:
    Odessa, Ukraine
    Сегодня ЯК-3 стабильно умирал от двух-трех 20мм. Вчера умер от 1*20мм - полностью отлетела хвостовая часть. Это так надо?? Раньше ЯК славился своей крепкостью...
     
  2. snark

    snark Active Member

    Joined:
    Jun 23, 2002
    Messages:
    35
    frost, я тебя умоляю ;)

    1. Ссылка на ДОСТОВЕРНЫЕ источники, что яки Не дохли с 1х20 мм.

    2. Учись летать (c) ... ;)

    3. А вот илло привел ссылку на документы, вызывающее доверие, в которых говорится, что финские летчики тратили в среднем по 1х20 мм на як-3.

    4. Я его тестировал на ТА с _______ (вписать ники бетатестеров) - все нормально.

    5. Ждите новый лаунчер 1.51 :))))

    .......
    Ну прям как дите ;) :)

    Welcome to real world, тьху, FH :))))
     
  3. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
  4. dankes

    dankes Well-Known Member

    Joined:
    Dec 13, 2001
    Messages:
    1,245
    Location:
    Moskau
    Re: Re: YAK-3

    В ответ тебя могут попросить привести документы, что советские лётчики тратили не менее 15 ШВАКов на Bf109.....
     
  5. -bw-

    -bw- FH Beta Tester

    Joined:
    Jan 23, 2000
    Messages:
    1,661
    Location:
    Moscow
    всю статистику от aike я привел в соседнем топике.
     
  6. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: Re: YAK-3

    Дайте достоверные источники что Bf-109 не дохли с 1х20 мм :)

    А пока почитайте:

    Як-9К, также как и другие истребители Як-9, обладал вы-
    сокими живучестью и надежностью. Так, один из Як-9К в воз-
    душна бою получил шесть пробоин от снарядов калибра 20 мм,
    причем был пробит в двух местах маслобак, перебит задний
    лонжерон крыла, вырвана обшивка фюзеляжа площадью 0,75 м¤.
    Несмотря на столь серьезные повреждения, Як-9К после этого
    пролетел более 100 км и благополучно приземлился на своем
    аэродроме.


    А.Т.Степанец Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны

    Як-7А обладал высокой живучестью. После повреждения в
    бою самолеты вели себя прекрасно. Был случай благополучного
    возвращения самолета на свой аэродром, когда: были разбит
    правый элерон, вырван кусок плоскости с обшивкой и нервюрами
    до элеронов; сорван носок крыла до переднего лонжерона; сне-
    сена полотняная обшивка руля поворота и со всей боковины фю-
    зеляжа; отбита половина консоли стабилизатора и часть руля
    высоты; пробита тяга управления посадочными щитками - само-
    лет производил посадку с одним выпущенным и одним свободно
    висевшим щитком; многократно пробиты пояса лонжеронов, тяги
    элеронов и другие жизненно важные конструктивные элементы
    [ЦГАHХ, ф. 8044, оп. 1, д. 1587, л. 18].

    А.Т.Степанец Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны

    Можно и мемуары глянуть

    С "семеркой" мы встретились в коротком воздушном бою. Я заметил ее еще при сближении с противником, но в самый момент боя она как-то неуловимо исчезла из поля моего зрения. Я видел, как мастерски провел сложный маневр Телегин. Он оттянул на себя несколько вражеских машин и лег в разворот. Немцы устремились за ним. Тогда Федор каким-то искусным нырком заскочил в хвост последнему из преследователей и мощной очередью срезал его.

    Очень лихо сбил вражескую машину и Дунаев. Вдруг я почувствовал огромной силы удар по правой плоскости своей машины. Понял: пушечная очередь. Глянул вбок ? и близко, совсем рядом увидел хищные очертания немецкого самолета. Это была злосчастная "семерка" с червовым тузом. Немец свалился на меня сверху, дал очередь и, увидев, что я уцелел, свечой пошел вверх.

    Однако прошло то время, когда немцы были неуязвимы на вертикалях. Выправив машину, я кинулся в погоню. Немец, как видно, не ожидал преследования и спокойно сделал переворот. В тот момент, когда "семерка" опрокинулась на спину, я всадил в нее длинную очередь. Не закончив переворота, вражеский самолет беспомощно повалился на землю.


    Луганский Сергей Данилович
    На глубоких виражах


    Во второй половине дня возвратился с боевого задания командир 3-й эскадрильи капитан Чурилин. Летал он во главе группы, сопровождавшей штурмовики. Доложил, что наблюдал выдвижение танковой колонны противника на восток от Львова.

    Сообщение капитана Чурилина передали в штаб 8-го ШАК, оттуда оно немедленно пошло к командующему 2-й ВА генералу Степану Акимовичу Красовскому.

    ? Проследить, куда идут вражеские танки и сфотографировать колонну! ? приказал Красовский.

    Приказ командарма мы получили, когда до захода солнца оставалось немногим более полутора часов. Произвести необходимый разведывательный полет должны были летчики эскадрильи Батарова. Капитан Батаров решил, что полетят младший лейтенант Мордовский и его ведомый младший лейтенант Бабков. Два Як-9 поднялись в воздух и исчезли, а через пять-десять минут с ними прервалась связь. Напрасно мы с КП полка вызывали Мордовского. Он молчал. Прошло десять минут. Еще десять. Пять. Еще пять. Мордовскому и Бабкову пора было возвращаться, солнечный диск уже наполовину скрылся за горизонтом.

    Помрачнел даже неунывающий Батаров. Все до боли в глазах всматривались в горизонт.

    ? Глядите, глядите! ? крикнул кто-то.

    Плохо различимые в солнечной пыли заката показались на горизонте две точки. Наши или не наши?

    Постепенно верхняя точка преобразовалась в нормальный силуэт истребителя Як-9, а нижняя ? в силуэт самолета типа "летающее крыло". В свое время мне довелось видеть опытные образцы таких машин, но на вооружение они не поступали, откуда же взялась такая?!

    Як-9 и странный аппарат с ходу пошли на посадку. Только тогда мы признали в "летающем крыле" машину младшего лейтенанта Мордовского: лонжероны и подкосы ее фюзеляжа не имели обшивки, в стабилизаторе зияли отверстия, лонжерон и каркас левого руля глубины были оголены.

    Мордовский сумел посадить ограниченно управляемую машину на довольно короткую взлетно-посадочную полосу нашего аэродрома только после третьего захода, буквально прижав "як" к земле на колеса с поднятым хвостом в самом начале полосы и закончив пробег все-таки за ее пределами, в неубранных подсолнухах: воздушная проводка к посадочным щиткам и тормозам "яка" была перебита осколками снарядов.

    Пока мы добежали до врезавшегося в подсолнухи "яка", младший лейтенант уже выбрался из кабины, сидел на земле. Он был ранен, но сохранял присутствие духа.

    ? Задание выполнено, товарищ майор! ? доложил Мордовский.

    Несколько позже оба разведчика рассказали, как происходил их полет.

    ...Углубившись на 60 километров на территорию, еще занятую противником, они встретились на попутно-пересекающихся курсах с восьмью ФВ-190. Мордовский не скрыл, что поначалу растерялся: всего второй вылет ведущим, а тут такое превосходство врага! Секундного замешательства было достаточно, чтобы "фоккерьг" навязали нашей паре бой на виражах. Мордовский, а следом за ним и Бабков "закрутились" было в навязанной "карусели", но тут Мордовский вспомнил, что на разборах полетов все опытные летчики твердили: "вести бой с "фоккерами" только на вертикальном маневре!", опомнился, разогнал "як" и боевым разворотом полез на высоту, на солнечную сторону. Пара "фоккеров" потянулась следом, но отстала, оказалась метров на 500 ниже.

    Младшего лейтенанта Бабкова в это мгновение настигала другая пара ФВ-190.

    ? Саша! Тяни на вертикаль! ? крикнул Мордовский, бросая "як" вниз, на атакующий Бабкова "фоккер".

    С первой же атаки Мордовский сбил ведущего ФВ-190 и уже в паре с Бабковым снова боевым разворотом пошел на высоту. Гитлеровцы отстали, Мордовский же и Бабков в наилучшем расположении духа полетели дальше.

    Разведчики дошли до Львова, просмотрели дорогу на Куровичи, где следовало находиться увиденным Чурилиным танкам, возвратились от Куровичей ко Львову, но танков нигде не было. Полет длился уже целый час, горючего оставалось в обрез, а задание еще не выполнено.

    Тогда Мордовский снизился до бреющего полета. Стал "прочесывать" придорожные лесные массивы на малой высоте. И, наконец, заметил примятую гусеницами траву, рубчатые следы танковых траков на луговых проплешинах, а под кронами деревьев ? тщательно замаскированные ветками танки!

    Дважды пройдя над скоплением фашистской техники, младший лейтенант сфотографировал ее и, не обнаружив воздушного противника, решил хотя бы один танк уничтожить. Снарядами из пушки калибра 37 миллиметров, установленной на его Як-9, он вполне мог сделать это.

    Разворот, атака, огонь!

    Но и вокруг "яков" забушевал огонь: гитлеровцы, убедившись, что их засекли, пытались уничтожить самолеты-разведчики. "Як" Мордовского был подбит, его радиостанция вышла из строя, сам младший лейтенант ранен осколком снаряда в левую ногу.

    Подвиг младшего лейтенанта Мордовского, не покинувшего в критической ситуации почти неуправляемую машину и доставившего ценные разведданные, в полку оценили по достоинству. О нем вспомнили и во время приема Мордовского в члены партии, и во время представления летчиков полка к награждению боевыми орденами за Львовско-Сандомирскую операцию.


    Исаенко Николай Фёдорович
    Вижу противника!


    Disclailmer: Из вышепроцитированного не следует что Як нельзя было сбить одним снарядом, или что все яки должны выдерживать 6 попаданий 20-мм снарядов. Всё зависит от того куда и как попадет.

    А вообще - поизучайте справку лучше, которую Romeo выложил.

    Документы, в которых финские летчики на Як-3 что-то вообще тратили можете сразу кидать в мусорку, даже не читая.
    Потому как к моменту появления Як-3 на фронте Финляндия уже вышла из войны.
     
  7. pakman

    pakman Well-Known Member

    Joined:
    Oct 16, 2002
    Messages:
    3,600
    Location:
    St.-Petersburg, Russia
    Re: Re: Re: YAK-3

    Вот убедительное подтверждение бытующему у нас на ФХ мнению, что ФВ190 на виражах против "Ишака" хорош :D .
     
  8. phone-

    phone- Well-Known Member

    Joined:
    May 31, 2001
    Messages:
    9,146
    Location:
    SPB-MSK
    Степанец - великий авторитет, блин.......
    Достали с такими доказательствами.
     
  9. frost

    frost Well-Known Member

    Joined:
    Dec 9, 2001
    Messages:
    2,711
    Location:
    Odessa, Ukraine
    Re: Re: YAK-3

    :super: :D :D :D
     
  10. buraty

    buraty Well-Known Member

    Joined:
    Oct 17, 2000
    Messages:
    733
    Location:
    Moscow, Russia
    Re: Re: Re: YAK-3

    А вот это как?
    Стало быть один щиток выпущен, а другой болтается по потоку, т.е. на скорости как бы не выпущен. При этом возникает достаточно большой кренящий момент, который компенсировать элеронами невозможно. Подобный случай описывал М.Галлай. Он испытавал Ла-250, и у него тоже сломалась тага одного из закрылков. Так вот при заходе, когда он выпустил закрылки, самолет просто быстро и резко перевернулся на спину, и никакие элероны не помогли.
    А этот как садился? Он что, великий маг и волшебник? Или все-таки выпустил, но чуть-чуть? Или все-таки совсем не выпускал? А написано "с выпущенным". Тогда это пахнет приукрашиванием. А если приукрасил тут, то почему бы не приукрасить еще в другом месте?
     
  11. hamstr

    hamstr Well-Known Member

    Joined:
    Nov 12, 2001
    Messages:
    2,919
    Location:
    Moscow, Russia
    Re: Re: Re: Re: YAK-3

    Галлай говорит о том, что он не стал паррировать элеронами сильный крутящий момент, а вместо этого "помог" самолету завершить бочку. Из текста не понятно, хватило бы элеронов или нет.
     
  12. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: Re: Re: Re: Re: YAK-3

    Хех, а этот случай с Галлаем был, что-ли?

    А то его приписывают И.Е. Федорову

    Как только закончилась Великая Отечественная, Федоров, не задерживаясь, поспешил вновь в КБ Лавочкина, где его ждали с нетерпением. Вскоре он стал работать на 301-м авиазаводе в Химках летчиком - испытателем, одним из первых осваивая новую реактивную технику: сначала Ла-150, затем Ла-160 - первый самолет со стреловидным крылом. Потом еще более совершенный Ла-168, и, наконец Ла-176 со стреловидностью крыла 45 градусов, на котором в Декабре 1948 года он преодолел в пологом пикировании звуковой рубеж. В ходе испытаний реактивных самолетов Федоров превышал показания около 30 мировых рекордов для самолетов этого типа. Во время работы испытателем не раз попадал в труднейшие передряги. В книге "Лечу за мечтой", Игорь Шелест приводит один из таких эпизодов:

    "Году в сорок восьмом, при испытании одного из опытных реактивных истребителей Лавочкина, у Федорова произошел феноменальный случай. Он планировал на посадку. Вдруг наблюдавшие со старта заметили, как самолет стал быстро крениться. Все больше, больше... "Конец !" - обожгла всех мысль, когда машина и вовсе перевернулась на спину... Но нет. Будто подхваченный горизонтальным смерчем, истребитель вертанул крылом еще резче и вышел в нормальное положение. Под ним оказалась бетонная полоса, и секундами позже он покатился по ней как ни в чем не бывало.

    Сперва никто не мог отделаться от мысли, что Женя - Ваня, как называли тогда Ивана Евграфовича товарищи, отчубучил на планировании перед самой посадкой непростительно дерзкий номер - бочку. Но выяснилось совсем иное. Как только он нажал на рычаг выпуска закрылков-щитков, как тут же почувствовал: самолет резко устремился в крен. Федоров - отличнейший мастер высшего пилотажа, можно сказать, "воздушный акробат", не воспрепятствовал машине, уловив сразу же, что это не в его силах, а скорей рефлекторно помог ей без зарывания носа к земле закончить полный оборот.

    Пока самолет "доворачивался" к нормальному положению, Федоров успел догадаться, что во всем виноват щиток-закрылок, и быстро перевел кран в исходное положение. Самолет тут же прекратил вращение. И все это было выполнено поразительно точно и оказалось единственно правильным решением. Уже на земле, техник проверяя щиток - закрылок на левой плоскости, поддел его отверткой и тот выпав повис на петлях. Ушко тяги управления закрылком было сломано..."


    http://aces.boom.ru/all/fedorov.htm

    А то сей Федоров много много чего себе другого приписывает, я думал хоть случай с закрылками на Ла его :)
     
  13. hamstr

    hamstr Well-Known Member

    Joined:
    Nov 12, 2001
    Messages:
    2,919
    Location:
    Moscow, Russia
    Re: Re: Re: Re: Re: Re: YAK-3

    Нет это случай не с Галлаем. Приведенный тобой текст это слово в слово выдержка из книги М. Галлая "Испытано в небе".
     
  14. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: Re: Re: Re: YAK-3

    Если вы заметили, там есть ссылка на архив:

    [ЦГАHХ, ф. 8044, оп. 1, д. 1587, л. 18].

    что означает что это документ.

    Хотя я с вами согласен, посадить самолёт в таком состоянии должно быть крайне сложно, вот ещё примерчик.
     
  15. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: YAK-3

    Угу, тогда логика подсказывает что он всё-таки с И.Е. Федоровым был. Зря человеку ГСС за испытательную работу не дадут ведь, верно ? :) Каковы бы не были причины по которым он не получил ГСС в войну. :) А насчёт самого случая - я думаю вы правы, просто в том момент когда пилот успел среагировать самолёт уже шёл с хорошим креном на малой высоте - попытайся он удержать его элеронами, вместо того что бы продолжить бочку - вошёл бы в землю скольжением, так как времени бы не хватило.
     
  16. Rudolf

    Rudolf Well-Known Member

    Joined:
    Sep 8, 2001
    Messages:
    2,116
    Location:
    Санкт-Петербург
    У тебя есть более достоверные источники?

    snark
    Ну у нас же почти все самолеты укреплены относительно реала. Важно соотношение, которое было в реале, а не абсолютные цифры. Так что, "1. Ссылка на ДОСТОВЕРНЫЕ источники, что яки Не дохли с 1х20 мм." не в тему. Тем более, даже на этот странный вопрос (на хрена тогда 30мм на Восточном фронте применялись??!) Бадгер ответил уже.

    buraty
    Ты не находишь, что Як-9 и Ла-250 очень разные машины. Так что, какие-то предположения по Як-9 на основе Ла-250 странны.
     
    Last edited: Feb 19, 2003
  17. SliceMaster

    SliceMaster Well-Known Member

    Joined:
    Sep 21, 2002
    Messages:
    17,279
    Location:
    Krasnoyarsk
    Собственно топик начинался с ЯК3 а не 9 и 7, а тройка достигала своих выдающихся маневренных и скоростных характеристик в большой степени за счет предельного облегчения конструкции, запас прочности был минимальным.
     
  18. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Расскажите подробнее - что имено в конструкции Як-3 облегчили? И каким образом? :D Отсутствие лобового бронестекла на прочность конструкции не влияет.
     
  19. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
    http://www.airwar.ru/enc/fww2/yak1m.html

     
  20. Rudolf

    Rudolf Well-Known Member

    Joined:
    Sep 8, 2001
    Messages:
    2,116
    Location:
    Санкт-Петербург
    badger
    "Расскажите подробнее - что имено в конструкции Як-3 облегчили?"
    ИМХО ты погорячился, ты наверное имел ввиду, чем ослабили?