Штопор в 1.64 - кто не выводится?

Discussion in 'Warbirds General Discussion' started by -bw-, Feb 8, 2005.

  1. -bw-

    -bw- FH Beta Tester

    Joined:
    Jan 23, 2000
    Messages:
    1,661
    Location:
    Moscow
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    P51D выходит, только надо аккуратно иначе можно сразу в обратный попасть.
     
    Last edited: Feb 14, 2005
  2. buraty

    buraty Well-Known Member

    Joined:
    Oct 17, 2000
    Messages:
    733
    Location:
    Moscow, Russia
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    ...И после этого запрещали делать штопор на этих штурмовиках. Это летная школа времен войны? По принципу "быстрее-быстрее"? В этом случае, очевидно, учили выходу из штопора постольку поскольку (как делалось многое в нашей стране). Ведь научили выходить из штопора - галочка есть, остальное - неважно.
     
  3. -flank

    -flank Well-Known Member

    Joined:
    Sep 18, 2002
    Messages:
    10,641
    Location:
    Russia
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    Я как ни пытаюсь, самолет просто меняет свое положение то головой вверх, то вниз головой, так и падаю крутясь и переворачиваясь в зависимости от действий...
     
  4. -bw-

    -bw- FH Beta Tester

    Joined:
    Jan 23, 2000
    Messages:
    1,661
    Location:
    Moscow
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    ты слишком резво на вывод даешь из одного штопора в другой попадаешь :)
    поаккуратней надо,нежнее :)
     
  5. -mart-

    -mart- Well-Known Member

    Joined:
    Dec 20, 2000
    Messages:
    16,508
    Location:
    Russia
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    во во

    "джой это не член, его не надо дрочить" :) (с) Вольный перевод Харли Дэвидсона и Ковбоя Мальборо
     
  6. -flank

    -flank Well-Known Member

    Joined:
    Sep 18, 2002
    Messages:
    10,641
    Location:
    Russia
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    Был бы джой :)
    Да я и мышу то не кидую из одного края стола в другой....
     
  7. Vadim Maksimenko

    Vadim Maksimenko Well-Known Member

    Joined:
    Feb 12, 2000
    Messages:
    15,468
    Location:
    Vilnius, Lithuania
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    Неверно. Опускающийся элерон на внутреннем крыле (где обтекание уже нарушено) увеличивает угол атаки хорды крыла еще более, что приводит к еще большему нарушению обтекания и, как следствие, еще большей потере несущих свойств крыла. Результат -- еще более энергичное затягивание в штопор. Аэродинамика.
     
  8. -comm-

    -comm- Well-Known Member

    Joined:
    Aug 13, 2002
    Messages:
    200
    Location:
    Russia, Chelyabinsk
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    Неверно. Следствие верное, а причина неверная.
     
  9. -exec-

    -exec- FH Consultant

    Joined:
    Jan 29, 2000
    Messages:
    24,690
    Location:
    xUSSR
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    "кто прав, кто не прав?"(пиф-паф)
     
  10. -comm-

    -comm- Well-Known Member

    Joined:
    Aug 13, 2002
    Messages:
    200
    Location:
    Russia, Chelyabinsk
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    Опускающийся элерон создает бОльшее сопротивление набегающему потоку, чем поднимающийся. Поэтому возникает путевой момент, стремящийся развернуть капот в сторону опускающегося элерона.
    Одна из проблем на штопоре состоит в том, что самолет вращается вокруг нормальной оси в сторону штопора (отсюда и внешнее скольжение на штопоре). Причина вращения - внутреннее полукрыло работает на угле атаки выше критического, внешнее на угле атаки ниже критического. Отсюда внутреннее полукрыло создает большее сопротивление набегающему потоку, возникает момент, стремящийся повернуть капот в сторону штопора. Из-за этого момента и центробежной силы возникает момент кабрирования, который ни как не способствует переводу на малые углы атаки.
    Так вот. Если мы даем ручку в сторону, противоположную штопору, опускается элерон, который в стороне штопора (для примера, левый штопор, ручка вправо, опускается левый элерон). Путевой момент увеличивается, кабрирование увеличивается, углы атаки возрастают. Обычно это приводит к плоскому штопору.
    Если же мы даем ручку в сторону штопора, то (по уже названным причинам) путевой момент в сторону штопора уменьшается, уменьшается кабрирование.
    Только вот все это, связанное с элеронами, зависит от конкретного типа самолета. На некоторых это излишне (элероны должны быть нейтральны), на некоторых опасно.
    По причине же возникновения путевого момента, для вывода из штопора дается педаль, обратная штопору. Замедляется вращение, уменьшается кабрирование. Если еще и отдать ручку, то есть хороший шанс вывести на малые угы атаки :)

    P.S. Надеюсь, я не через чур оффтоплю?.. :)
     
  11. -exec-

    -exec- FH Consultant

    Joined:
    Jan 29, 2000
    Messages:
    24,690
    Location:
    xUSSR
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    не понятно почему "отсюда <...> возникает кабрирование"
     
  12. PressLuftHammer

    PressLuftHammer FH Beta Tester

    Joined:
    Mar 5, 2003
    Messages:
    14,937
    Location:
    Ekaterinburg (Russia)
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    Отклонение элеронов. Характеристики штопора сильно зависят от скольжения. Отклонение элеронов при штопоре влияет на скольжение. Опущенный элерон увеличивает аэродинамическое сопротивление полукрыла, создавая тем самым разворачивающий момент, который создает скольжение на противоположное полукрыло.
    Если, например, при выполнении левого штопора отклонить ручку управления вправо (против штопора), то возникает скольжение на правое полукрыло. Поэтому, как правило, отклонение элеронов против штопора не способствует выходу самолета из штопора, а наоборот, усиливает вращение.
     
  13. -comm-

    -comm- Well-Known Member

    Joined:
    Aug 13, 2002
    Messages:
    200
    Location:
    Russia, Chelyabinsk
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    Ну это совсем просто. Привязываем шарик на ниточку. Ниточку держим в руке. Раскручиваем шарик. Чем сильнее мы его раскручиваем, тем меньше становится угол между нитью и горизонтом за счет центробежной силы.
    Примерно так же самолет вращается вокруг центра масс. Очень грубо говоря, например, фюзеляж - та самая ниточка, двигатель - тот самый шарик.

    P.S. Как то по детски получилось, но, думаю, ясно :)

    P.P.S. Я, вообще, вопрос верно понял? :confused:
     
  14. bzdems

    bzdems Well-Known Member

    Joined:
    May 3, 2001
    Messages:
    10,144
    Location:
    msk, ru
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    -comm-, хорошо объясняешь, даже я понял :cheers:
     
  15. -exec-

    -exec- FH Consultant

    Joined:
    Jan 29, 2000
    Messages:
    24,690
    Location:
    xUSSR
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    нет. я не понял :(
    при чём тут мотор?
    у аэроплана классической аэродинамической схемы центр тяжести находится спереди от центра подъёмной силы. то есть присутствие подъёмной силы всегда работает на опускание носа.
    можно ешё примитивнее объяснить?
     
  16. -comm-

    -comm- Well-Known Member

    Joined:
    Aug 13, 2002
    Messages:
    200
    Location:
    Russia, Chelyabinsk
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    Вы все верно говорите. Немного дополню. У аэроплана с передней центровкой УВЕЛИЧЕНИЕ подъемной силы УВЕЛИЧИВАЕТ пикирующий момент.
    У аэроплана с задней центровкой УВЕЛИЧЕНИЕ подъемной силы УВЕЛИЧИВАЕТ кабрирующий момент.
    Объяснять, что такое момент нужно? Или это понятно?

    Но на штопоре (как я уже выше писал), самолет вращается вокруг центра масс. И из-за центробежной силы (и еще говорят, из-за разноса масс, что одно и то же по сути) возникает кабрирующий момент. (Вот это Вам понятно? Если да, идем дальше.)

    Вы совершенно правы, когда утверждаете

    но в то же время, вращение самолета вокруг центра масс создает момент, который стремится "поднять нос самолета".
    Если сложить эти два момента (и другие, а их, на самом деле, очень много), то получится результирующий момент. Вот он то все и решает.

    P.S. Если что-то не ясно, попробую еще примитивнее...
     
  17. alexzi

    alexzi Well-Known Member

    Joined:
    Apr 29, 2003
    Messages:
    644
    Location:
    Obninsk, RUS
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    :zachot:
     
  18. Vadim Maksimenko

    Vadim Maksimenko Well-Known Member

    Joined:
    Feb 12, 2000
    Messages:
    15,468
    Location:
    Vilnius, Lithuania
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    Будь бобр, найди любой учебник по аэродинамике... Потом продолжим дискуссию.
     
  19. -exec-

    -exec- FH Consultant

    Joined:
    Jan 29, 2000
    Messages:
    24,690
    Location:
    xUSSR
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    дошло.
    вращение растаскивает массу от оси вращения.

    за элероны - протиречие трактовок. можно сказать, что элерон меняет хорду крыла, либо что увеличивает сопротивление - это эквипенисуально.

    на самом деле любая техника вывода из штопора, появившегося вследствие срыва потока с верхней поверхности крыла (часто несимметричного), заключается в наборе скорости с малым углом атаки для сдувания так скэть турбулентной зоны так скэть ламираным потоком неподвижного воздуха. имхо достигается опусканием носа и разгоном.
     
  20. SliceMaster

    SliceMaster Well-Known Member

    Joined:
    Sep 21, 2002
    Messages:
    17,124
    Location:
    Krasnoyarsk
    Re: Штопор в 1.64 - кто не выводится?

    Фишка штопора ещё и в том, что будучи в нём самолёт находится в состоянии динамического равновесия - т.е. препятствует выводу, и возможностей органов управления может не хватить для вывода самолёта за пределы этого состояния. В таких случаях применяют раскачку - пытаются выбросить самолёт за эти пределы используя инерцию.

    Выглядит примерно так: дал педаль против вращения, РУС по вращению и от себя - самолёт сперва нос чуть опустил, но не вышел и через некоторое время поднял нос ещё выше чем было, потом снова нос вниз, потом наверх. Тогда всё в нейтраль и в момент опускания снова, и снова, пока он не выйдет. Когда даёшь педаль/рус - делаешь резко(имхо,помогаешь шарнирным моментом), в нейтраль возврашаешь плавно.

    частично спёрто из инструкции по выводу ф16 в фальконе4.