Авиация и время (исторический топик)

Discussion in 'Off Topic' started by hardy, Aug 15, 2016.

  1. Stardust

    Stardust Well-Known Member

    Joined:
    Jun 12, 2000
    Messages:
    22,995
    Location:
    Novosibirsk, Russia
    "Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения." (с) И и П
     
    Flk likes this.
  2. fas---

    fas--- Дремучий патриархал

    Joined:
    Jun 4, 2006
    Messages:
    11,604
    Location:
    Российское Царство
    Як-7б 1/48 ICM
    Fw-190A8, честно говоря даже не знаю чья, 1/72

    Обоим минимум лет 10, а то и больше. Як-7б сам покупал, а вот фоку подарили как-то на ДР, но так руки и не дошли...

    На полке стоят побитые жизнью и детьми Як-9т и Спит-16, варварски крашеные кисточкой. Як в один тон, с декалями. Спитфайр в камуфло "по мотивам", но без декалей. Кстати, от спитфайра где-то еще лежит задвоенный комплект
    "Пилоты и наземный персонал", включая девушку-почтальона и собаку. Там еще всякие аэродромные приспособы вроде были. К спиту - дофигища вариантов законцовок было (четыре разных), три типа килей, варианты установки комбинаций пушек и пулеметов - короче, крайне богато. Бомбы, ракеты... К яку-9 был только вариант "Т" или "К", с 45мм дудкой.

    [​IMG]
     
    Krok- and hardy like this.
  3. -flank

    -flank Well-Known Member

    Joined:
    Sep 18, 2002
    Messages:
    10,641
    Location:
    Russia
    мои запасы на полке

    g1.jpg
     
    mcleon, Sarych., Stardust and 2 others like this.
  4. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
    сверху - 4-я, 5-я и последняя коробки - там что? :)

    upd: и вторая - тоже ;)
     
  5. -flank

    -flank Well-Known Member

    Joined:
    Sep 18, 2002
    Messages:
    10,641
    Location:
    Russia
    2 - Су-25 в 72ом
    4 - Як-3 в 48ом
    5 - МиГ-3 Покрышкина в 48ом

    нижний МиГ-21бис в 72ом
     
    -Shai-, Stardust, Krok- and 2 others like this.
  6. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
    фигассе, вот это зоопарк...

    [​IMG]
     
    Charge and Archer like this.
  7. -Shai-

    -Shai- Well-Known Member

    Joined:
    Mar 13, 2000
    Messages:
    41,549
    Location:
    РФ
    https://tass.ru/armiya-i-opk/6440174

    а я правильно понимаю, что для "просмотра" прилегающих, и не только, территорий, совсем не обязательно пересекать границу?
     
  8. -tyt--

    -tyt-- Well-Known Member

    Joined:
    Feb 5, 2002
    Messages:
    7,615
    Location:
    Ukraine. Kiev
    Старый авиационный анекдот
    [​IMG]
    Фото "препарированной" носовой части истребителя МиГ-21 с хорошо видным каналом воздухозаборника как-то напомнило...

    Николай Валуев (не боксер, а историк авиации, на "Звезде" часто бывает) рассказывал: На дипломном проекте один студент получил задание разработать довольно крупную крылатую ракету. Сверхзвуковую. С ракетным двигателем. Студенты, понятное дело, народ ленивый, "работают" по аналогии. Поискал наш студент подходящее решение и оказалось, что под ракету хорошо подходит МиГ-21 - масса, размеры, скорости - ну очень похоже. Только ТРД на ракетный двигатель поменять. Быстро "нарисовал" что надо. Под конец стал выполнять расчетную часть - чего там делать, "все сделано до нас". Но, вот незадача, по расчетам "ракета" летать не могла. Туда, сюда... неа. Пошел "жаловаться" руководителю темы. Тот, как полагается, отнесся скептически: "Знаю этих студентов". Взял на дом поискать в проекте ошибку. На следующий день пришел озадаченный на кафедру: "Знаете, студент имярек доказал, что МиГ-21 летать не может!"

    На самом деле этот анекдот в авиационных институтах известен был хорошо - неверящие могли сами посчитать и убедиться. Была только одна проблеме - считающие забывали, что не только крыло, но и воздухозаборник самолета тоже "что-то" несет. Вот этого "что-то" и было достаточно для полета МиГ-21! А уж как несли воздухозаборники МиГ-25 - это вообще отдельная песня :)
     
    mcleon, Sarych., -Kazel and 3 others like this.
  9. -tyt--

    -tyt-- Well-Known Member

    Joined:
    Feb 5, 2002
    Messages:
    7,615
    Location:
    Ukraine. Kiev
    И реальная история:
    ...Почему "МиГ"? - Слишком быстрый!
    На одном из индийских сайтов появилась интересная заметка о МиГ-21 главы индийских ВВС Нормана Брауна, который в свое время обещал снять "МиГ" с вооружения в 2014, в 2017, а теперь обещает в 2019 г...
    [​IMG]
    В начале 2013 года исполнилось 50 лет службы истребителя МиГ-21 в составе ВВС Индии, а июньском номера журнала индийских ВВС Aerospace Safety была опубликована статья нынешнего главный маршала индийских ВВС Нормана А.К. Брауна. Статья представляют собой редкую информацию из первых рук о взглядах руководства индийских ВВС на ту противоречивую ситуацию, которая сложилась с «МиГом» в последние два десятка лет. Она позволяет понять, почему, несмотря на все претензии к надежности и проблем с освоением, МиГ-21 все еще остается в строю.


    Проблема выбора

    Несколько лет назад мой сын Омар, который проходил переобучение на МиГ-21 в 108-й эскадрилье, позвонил мне, находясь под сильным впечатлением о своем первом самостоятельном полете на этом истребителе. «Ну, как?» - спросил я. «Слишком быстрый!» - тут же ответил сын. Я абсолютно уверен, что такое же впечатление было у каждого пилота предыдущих поколений, которые буквально «обломали» зубы об этот выдающийся самолет, делая первые шаги в его освоении. Однако, по мере обучения, впечатление от необходимости быстрой реакции, ограниченном обзоре и тесной кабине уходят на второй план на фоне упоения от полета на настоящем боевом самолете, которое предлагает «МиГ».

    Если говорить конкретно обо мне, то я питаю к МиГ-21 чувство глубокого уважения. Да, этот самолет требует аккуратного управления на малых скоростях, хорошей подготовки для того, чтобы реализовать все его боевые возможности. Но в то же время он прощает многие ошибки и неточности пилотирования, вызванные недостаточным летным опытом. Спросите сейчас пилотов МиГ-21, и каждый из них расскажет историю, а то и две, про то, как самолет позволил ему выбраться из той или иной каверзной ситуации.

    Один такой эпизод навсегда запечатлелся и в моей памяти. Это случилось в 1977 году, когда я служил в 4-й эскадрилье на МиГ-21 Т-77 (МиГ-21ФЛ или «тип 77») в Бэрайли. Будучи молодым флайт-лейтенантом с пятилетним стажем службы, я командовал звеном истребителей и был полностью уверен в своем летном мастерстве по крайней мере для полета на всех машинах, которые мне встречались. Однако сей достопамятный день преподал мне урок, или по крайней мере заставил меня увериться в том, что каким бы ты не был искусным пилотом – это, конечно, важно, но когда попадаешь в реально опасную ситуацию, именно твой самолет может подсказать тебе правильное решение и помочь справиться с этим переплетом.

    В то богатое приключениями утро, 11 августа 1977 года, первое, что следует отметить (чтобы подколоть соседнюю эскадрилью), мы должны были подняться по тревоге для отражения условного налета. Мысленно прокручивая задание, я посмотрел на небо. Оно было как будто по заказу – ясное, с небольшой приземной дымкой. С одной стороны, это обещало, что мы будем незаметны на фоне неба, а с другой стороны, условный противник будет отлично виден на фоне дымки. Я отметил это своему ведомому – флайт-лейтенанту Саню Кеникара, и мы оба посмеялись над перспективой оказаться «в преимущественной позиции» на разборе будущей «победы». Как и ожидалась, бой сложился в нашу пользу, хотя и потребовал приложения всех своих сил. Из-за того, что в воздухе находилось много самолетов, нам пришлось задержаться в точке сбора, пока не было получено разрешение на посадку. Пройдя над ВПП29, мы с Саню быстро проверили остаток топлива – он был 650 л. Вполне достаточно. Я решил сделать покруче «коробочку» и зайти на посадку сразу с четвертого разворота. О маневре предупредил Саню, который стал увеличивать интервал между нами. После второго разворота, слушая болтовню с диспетчерами в эфире, вдруг почувствовал падение оборотов двигателя. Так как все внимание было сосредоточено на заходе на посадку, сначала я решил, что просто РУД сдвинулся со своего места. Инстинктивно подтолкнул РУД вперед. Мотор сразу прибавил обороты, РУД я зафиксировал, одновременно продолжая разворачиваться со снижением. Как только я начал четвертый разворот, обороты вновь упали. Странно. Подтолкнул еще раз РУД. Мотор опять отозвался прибавкой оборотов, и я сосредоточился на глиссаде – отвлекаться времени не было. Мысленно только отметил, что надо предупредить техников. Выполнив на половину разворот, быстро проверил: скорость – 380 км/ч и небольшой перелет. Если так держаться, посадка с разворота будет нормальной. Развернувшись уже на 60-70 гр., я стал убирать обороты мотора, чтобы снизить скорость, и вдруг услышал от двигателя - «поп!» - и сразу наступила щемящая тишина.

    За время своей летной карьеры каждый пилот миллион раз готовится встретить какую-нибудь неприятность, но когда она случается, практически всегда наступает «нано-пауза» в попытке понять, что произошло, прежде чем моторика успевает отреагировать. Очень часто, сидя в прохладной «дежурке», мы обсуждали возможность посадки на МиГ-21 с остановившимся мотором, приводя доводы за и против. Практически всегда эта дискуссия заканчивалась заключением, что, если позволяет высота и скорость, надо сразу катапультироваться.

    Позволю себе напомнить, что МиГ-21 может много что делать, порой весьма нестандартно, и единственное что он точно не может – это планировать с неработающим двигателем.

    Высота была 110 метров, и взлетная полоса была вся передо мной. Встала дилемма: прыгать или попытаться сесть. В этот момент, как мне кажется, мой С-1118 сделал то, что разрешило мои сомнения: самолет неожиданно чуть опустил нос, показав мне белые крыши домов, которые тянулись почти до ближнего края посадочной полосы. Я осторожно поднял нос самолета, так чтобы был небольшой «недолет», и выровнял самолет по отношению к полосе. Осторожно уводя самолет, я планировал, стараясь достичь посадочной полосы. Колеса шасси моего самолета снесли забор ограждения аэродрома, не получив никаких повреждений (спасибо тем, кто не особенно старался поставить забор покрепче!). Касание произошло где-то по середине дистанции от порога до знака зоны приземления, а самолет остановился у 8-й отметки – наверное, это был рекорд самого короткого пробега МиГ-21 (около 300 м)! Только после остановки на левой половине полосы впервые вызвал КДП: «Я – «Динамит-1», у меня остановка двигателя!» Это, похоже, повергло диспетчеров в шок. Пока ожидал аварийные машины, проинструктировал Саню садиться на правую половину полосы, а потом ласково похлопывал край кабины С-1118 и благодарил его, за помощь в этой передряге (расследование показало производственный брак – трещину в топливопроводе Р2/P6, что привело к доработке всего парка МиГ-21).

    Оглядываясь назад, я понимаю, что по мимо помощи моих ангелов хранителей, на меня играл ряд обстоятельств. Посадка выполнялась с разворота, в результате чего я оказался недалеко от края полосы, имея запас высоты и скорость в 380 км/ ч. Кроме того, «тип 77» имел относительно «легкий нос» по сравнению с другими моделями, так что самолет хорошо реагировал в этой критической ситуации. При имевшейся высокой скорости снижения и с опущенным носом, если б я решил катапультироваться, то практически наверняка погиб бы, да еще были бы жертвы на земле. В этот критический момент самолет показал мне, что делать. Я только помог ему.
    Мы - боевые летчики, и хорошо понимаем, что такое готовиться к любому развитию ситуации, но в жизни чаще всего все происходит не так, как описано в РЛЭ. Именно поэтому мы должны отрабатывать свою реакцию на постоянных тренировках, муштрой в кабине и безусловно расширять свои теоретически знания. Это кажется невыполнимой задачей? Поверьте мне, это возможно. Ну, и всегда должен быть самолет, который понимает твою ситуацию и сможет подсказать лучший выход из нее, подобно моему С-1118 сорок лет тому назад.

    Н.А.К. Браун с 1972 года налетал 3100 часов на «Хантере», МиГ-21, «Ягуаре» и Су-30МКИ…
    [​IMG]
     
    Sarych., fas---, -Kazel and 5 others like this.
  10. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
    (thx CoValent)

    [​IMG]
     
    mcleon, -tyt--, Sarych. and 5 others like this.
  11. Flk

    Flk Well-Known Member

    Joined:
    Aug 21, 2002
    Messages:
    17,074
    Location:
    Izhevsk
    И Б-52 туда же. Снимаю шляпу, но и наши, и ихние в веках себя высекли.
     
  12. -airty

    -airty Старый пофигист

    Joined:
    Feb 1, 2000
    Messages:
    14,119
  13. alexzp

    alexzp Well-Known Member

    Joined:
    May 4, 2006
    Messages:
    6,322
    Location:
    Запорожье
    Замечательный комментарий там есть, цитирую:"Какая премерзская статейка! Автор в попытках устроить "собачью свалку" по темам И-180 И-185 переходит черты всех цветов и границы любой порядочности. Гнать заведомую ложь в стиле партизана перестройки прекрасно представляя истинные причины неудачи Николая Николаевича Поликарпова - фу, как не стыдно!"
     
    -Kazel and rgreat like this.
  14. -airty

    -airty Старый пофигист

    Joined:
    Feb 1, 2000
    Messages:
    14,119
    Я не сомневался, что для тебя эта статья будет как красная тряпка для быка.
     
  15. alexzp

    alexzp Well-Known Member

    Joined:
    May 4, 2006
    Messages:
    6,322
    Location:
    Запорожье
    Да там такой направленности комментарий не один. и я даже рад тому, что могу разделить чье-то мнение по вопросу.
     
  16. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
    -tyt-- likes this.
  17. -Shai-

    -Shai- Well-Known Member

    Joined:
    Mar 13, 2000
    Messages:
    41,549
    Location:
    РФ
    Всё врут? И-185 был отвратителен?
     
  18. hardy

    hardy Well-Known Member

    Joined:
    Sep 25, 2002
    Messages:
    16,608
    Location:
    Saratov, Russia
    ни. с точностью до наоборот.
     
  19. alexzp

    alexzp Well-Known Member

    Joined:
    May 4, 2006
    Messages:
    6,322
    Location:
    Запорожье
    Да. По моему личному мнению все его якобы высокие характеристики - сплошное наебалово.
     
  20. exe

    exe Well-Known Member

    Joined:
    Feb 25, 2005
    Messages:
    14,166
    Location:
    Деревня
    и-185 неплохой самолет, но слишком поздно и люминь. ну и как всегда сырость конструкции + любимая у поликарпова нейтральная центровка. сильно не для всех самолет, нубасы убьются на раз-два.