Разбор одного летного происшествия В одном далеком и заброшенном авиационном гарнизоне была средняя школа. Школа как школа, учителя как учителя, дети как дети – которые как черти, одним словом. Однажды в эту школу по прямой указке из РОНО на должность учителя по ОБЖ приняли отставного майора, пенсионера вооруженных сил, которого все звали просто – Михалыч. И вот одним днём заболел учитель истории и дабы не сорвать урок в одном ну очень недисциплинированном классе, завуч решила направить туда нашего майора, ну в смысле – бросить под танки. Михалыч был из тех людей, которые не ропщут, а получив приказ идут его выполнять. Итак, звенит школьный звонок и урок начинается, … а начался он с того, что сначала отрепетировали встречу начальника, потом доклад дневального по роте. Конечно, всё – строго с требованиями строевого Устава. Затем, осмотрев класс взглядом профессионального снайпера, новоявленный Песталоцци (швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.) четко, командирским басом спросил: — Какое задание было на дом, товарищи? Один из учеников, Вася Пупкин, поднял руку и четким голосом доложил, что на дом была поставлена боевая задача на изучение мифов древней Греции, в частности, миф об Икаре. Тогда военспец попросил ученика пересказать ему этот миф. Ученик вышел к доске и бодрым голосом доложил о том, что мифический герой Икар сделал себе крылья, на которых он и полетел к солнцу. И вот он поднялся высоко-высоко, прямо к самому солнцу, отчего крылья Икара расплавились и сгорели. В результате Икар упал в море и погиб... — Да… – вздохнул Михалыч. Михалыч не знал материалов урока, но детей надо было чем-то занять ещё в течение получаса. А отставной майор был из той породы людей, которые бросались с гранатами под танки, закрывали своим телом амбразуры и пикировали в горящих самолетах на головы врагов. Для Михалыча не было невыполнимых задач – он считал, что если задача поставлена, то должна быть выполнена любой ценой, не жалея крови и самой жизни. Но всем известно, что как задача ставится, так она и выполняется. — Так, что мы имеем? – прогремел на весь класс Михалыч. — А имеем мы, товарищи, тяжелое летное происшествие, связанное с гибелью человека. Но давайте всё же разберемся в обстоятельствах, причинах и, конечно, виновниках данной катастрофы. — Итак, паре летчиков была поставлена боевая задача – выполнить перелет над Средиземным морем, с острова Крит на остров Мальта. Михалыч нарисовал маршрут перелета на доске. — Расследованием установлено: 1.Пара истребителей – летчики Дедал и Икар, произвела взлет и набор высоты. 2.На маршруте следования лейтенант Икар произвольно отклонился от заданного маршрута, чем нарушил боевой порядок. В результате чего произошла полная потеря ориентации. Не зная эксплуатационных ограничений летательного аппарата, лейтенант Икар пытался восстановить ориентирование по солнцу. В ходе поиска ориентиров были грубо нарушены ограничения по высоте, скорости и прочности летательного аппарата, в результате чего летательный аппарат разрушился и упал в море, а летчик лейтенант Икар погиб. 3.Причинами данного происшествия являются: – личная недисциплинированность лейтенанта Икара; – плохая теоретическая подготовка группы к полету; – безграмотное управление полетом группы по маршруту со стороны ведущего группы капитана Дедала. В ходе расследования причин катастрофы также установлено: – постановка задачи на перелет группе командиром полка, полковником Зевсом, не производилась; – заблаговременная подготовка к полетам по маршруту не проводилась; – предварительная подготовка была проведена с низким качеством, при чем контроля готовности к полетам осуществлено не было; – метео-обеспечение перелета отсутствовало; – радио и локационное обеспечение не велось; – аварийные маяки и система опознавания не включалась; – поисково-спасательное обеспечение не проводилось; – сертификации летательного аппарата не осуществлялось; – журналы подготовки техники к полетам отсутствуют; – формуляры на авиационную технику не оформлялись; – средства объективного контроля не использовались; – радиолокационный контроль за выполнением перелета не проводился; – тренажи по штурманской подготовке и действию в особых случаях в полете не планировались и не проводились; – летчик лейтенант Икар порядок действий при потере ориентирования не знал и не отрабатывал на земле; – командные пункты ПВО и центры управления полетом не оповещались; – контроль за выполнением поставленной задачи со стороны вышестоящего командования отсутствовал. Вывод: весь набор фатальных нарушений требований документов, регламентирующих летную работу привел к тяжелому летному происшествию. Виновниками данного летного происшествия являются: – командир авиационной части полковник Зевс, утерявший контроль за выполнением поставленной задачи; – ведущий группы капитан Дедал, проявивший полную неспособность управлять группой как во время полета, так и при подготовке к нему; – летчик лейтенант Икар, проявивший личную недисциплинированность и слабые теоретические знания в конструкции летательного аппарата и его эксплуатационных ограничениях. Итак, товарищи, записываем мероприятия: – полковнику Зевсу за утерю контроля за летной подготовкой экипажей объявить о неполном служебном соответствии; – капитана Дедала, проявившего слабые навыки руководства полетом группы и подготовки к нему, с должности снять и назначить с понижением; – материалы расследования данного летного происшествия изучить во всех частях и подразделениях, о чем доложить мне письменно…. Звенит звонок…, в классе стоит гробовая тишина, точнее оторопь…, дети напрочь забыли, что они, оказывается, недисциплинированные школяры! Они были под неизгладимым впечатлением от первого урока суровой жизненной действительности...