Дык что с разбросом?

Discussion in 'Warbirds General Discussion' started by phone-, Nov 24, 2003.

  1. hamstr

    hamstr Well-Known Member

    Joined:
    Nov 12, 2001
    Messages:
    2,919
    Location:
    Moscow, Russia
    Re: Дык что с разбросом?

    Отто надо вообще убрать, при желанной вами прочности с одного захода буфф не будет сбиваться, времени для ответного огня масса.
     
  2. --oleg

    --oleg Well-Known Member

    Joined:
    Dec 20, 2001
    Messages:
    4,414
    Location:
    Russia
    Re: Дык что с разбросом?

    Совсем убирать нельзя, т.к. одновременно самому стрелять можно только из одной турели.
    ПК еще никто не отменял, как и многодудочники, так что с одного захода все равно можно будет сбить.
     
  3. hamstr

    hamstr Well-Known Member

    Joined:
    Nov 12, 2001
    Messages:
    2,919
    Location:
    Moscow, Russia
    Re: Дык что с разбросом?

    Если отто не убрать, то ничего для истребителя не изменится, поливание с d5-d6 будет оставаться самой безопасной и эффективной тактикой, причем совершенно не историчной.
     
  4. Stefan

    Stefan FH Beta Tester

    Joined:
    Feb 14, 2001
    Messages:
    22,275
    Location:
    Пивбар
    Re: Дык что с разбросом?

    Я давно предлагал отключить автоотто и сделать для отто 2х12мм на Б24 Б17
    На остальных оставить как есть.
     
  5. gunner

    gunner Well-Known Member

    Joined:
    Jan 14, 2002
    Messages:
    1,356
    Location:
    Russia
    Re: Дык что с разбросом?

    Т.е ТОЛЬКО для 4 моторников отключить авто отто ?
    А для остальных оставить ?

    А что значит 2х12 ? 2 турели управляются с одного места ?
     
  6. --oleg

    --oleg Well-Known Member

    Joined:
    Dec 20, 2001
    Messages:
    4,414
    Location:
    Russia
    Re: Дык что с разбросом?

    Изменится. С d6-d5 у истребителей с 1-2х20 снарядов не хватит с большой вероятностью. Или, как вариант, ему придется там висеть достаточно долго, чтобы бомбер сам из турели успел пристреляться.
     
  7. bah---

    bah--- Well-Known Member

    Joined:
    Nov 21, 2001
    Messages:
    8,456
    Re: Дык что с разбросом?

    От нас сие практически и не зависит. Хоршо что, хоть phone, иногда поднимает такие темы ;)

    А в раговор я влез токо потому, что не понравилось мне сказанное про разброс с 2500 метров - выпимши был (4 литра пива после выписки из больнички принял)
     
  8. bah---

    bah--- Well-Known Member

    Joined:
    Nov 21, 2001
    Messages:
    8,456
    Re: Дык что с разбросом?

    Если автоото убирать то надо делать как в АХ , сразу всеми пулеметами бить (которым доступно) ...
     
  9. --oleg

    --oleg Well-Known Member

    Joined:
    Dec 20, 2001
    Messages:
    4,414
    Location:
    Russia
    Re: Дык что с разбросом?

    Так сделать невозможно, афаик. Поэтому я против отключения отто.
     
  10. sbleka

    sbleka Well-Known Member

    Joined:
    Feb 8, 2003
    Messages:
    7,772
    Location:
    404
    Re: Дык что с разбросом?

    мда...раз общественность просить...
    противоречие это я неудачно сказал.. правильней лапша на уши.....
    сходил по сылке и понял что ето был КИ-43_тип2 у него 2х12.7 Но103 по 250 патронов .всего 500
    это чтоб свидетелей небыло...но это так.. к слову..
    он че ?? на вкус его пробовал ??
    это после атаки 2 П38.... у него че вагон сзади с патронами едет ??
    или все стрелки пьяные были... как наши отто или ему с перепугу такое померещилось....
    опять на вкус попробовал...а патроны все не кончаются....
    точно вагон сзади.....
    отметте етот момент... мы к нему вернемся
    какую ??!! оба вомбера давно упали !
    ну а дальше вооще хит сезона !
    ето раньше...а потом.....
    воздух в топливе...мощность падает... и по взмаху волшебной палочки появляется полная мощность!!! но ето не все....
    Б24 че задом наперед летел ??? или законы аэродинамики другие стали ??? или руль впереди фюзеляжа находится ?7
    застрял !! в центре фюзеляжа !!вдумайтесь !!
    сначало снес деревянным винтом металический стабилизатор .. потом крылом ! вертикальный руль...потом застрял ! ... потом
    вывалился.вдруг выровнялся..завелся двигатель да еще и сел....
    итого 500х12.7 на 2хП38 и 3 Б24.....круто....
    выводы делайте сами....
     
  11. buraty

    buraty Well-Known Member

    Joined:
    Oct 17, 2000
    Messages:
    733
    Location:
    Moscow, Russia
    Re: Дык что с разбросом?

    Ты, когда в WB в кого-то попадаешь (если попадаешь) и пробиваешь бак или в масло попадаешь, можешь судить (по цвету) куда попал? Вот также и он.

    Это не WB, это жизнь, для поражения надо меньше патронов. В игре прочность завышена.

    Это тоже жизнь. Стрелки не были великими снайперами, как у нас отто некоторое время назад.

    См. выше.

    Там в одной группе было 5 буффов :dura:

    Ну прости его, он не мог оценить, сколько мощности осталось, просто написал про мотор.

    Он заходил сзади-справа-сверху по отношению к B-24. Какой руль и чей не указано (может руль направления, может это его руль направления).

    Пробил дыру и застрял. B-24 не из броневой стали делался. И не в центре фюзеляжа а... ну там написано где, посмотри на картинках, где опознавательный знак рисуется.

    Здается мне винт на Ki-43II все-таки металлический.

    См. выше, это не WB, где прочность аппаратов завышена.
     
  12. sbleka

    sbleka Well-Known Member

    Joined:
    Feb 8, 2003
    Messages:
    7,772
    Location:
    404
    Re: Дык что с разбросом?

    блин... это уже плавно начинает переходить в оффтоп....но всетаки зделаю еще одну попытку...
    квотировать не буду...
    1. распыленая жидкость со стороны выглядит как белый туман и неважно что ето бензин масло или охлаждение... это в WB зделаны разные цвета.... а в жизни.. и вооще не надо сюда примешивать WB.. речь идет о реальных событияха не то что видно в WB....
    2 речь идет как раз наоборот...ето в WB заниженна !..для чего на перехватчики ставился именно крупный калибр ?? 20-30 мм ??потому что мелкий был абсолютно не эффективный против тяжелых бомберов..
    3.некоторое время назад отто как раз и были снайперами.... а вот сечас...
    или ты считаеш что наоборот?
    4. а почему ты решил что он пошел на группу из 5 ?? ты для начала почитай оригинал...внимательно...ну было 5 .. и что из этого следует ???? мы можем предположить что угодно...но речь идет не о наших догадках а о том что написал автор..
    5.правильно... не мог оценить .. как и все остальное тоже....ранение.. потеря крови...удар головой...андреалин в крови... и т.д. и т.п.
    6 какой руль и чей неважно....даже если это его руль так это только усугубляет кривизну написанного им...
    7 . да неважно где... на 5 м вперед или назад... сам факт что застрял...
    да и какая разница как он заходил...
    8 . винт... 2х лопастной точно деревянный...3х незнаю.. и опять..даже если металический то что ? винт, вал, редуктор останутся в порядке ??
    9. данное художественное произведение произведение в нашем случае надо расматривать именно как художественное а не историческую хронику...бо если подходить с такой стороны можно столько понаходить ...
    вообщето я весьма удивлен был когда увидел что hamstr запостил это сюда...зачем ?? для чего ?? в качестве какогото доказательства ??...или как факта ?.. или еще для чегото ?....уж кому-кому а ему должно быть известно что такое здесь это не проходит...
     
  13. --maty

    --maty Well-Known Member

    Joined:
    Jan 22, 2002
    Messages:
    7,095
    Location:
    Marseille, FRANCE
    Re: Дык что с разбросом?

    sbleka а как тебе уничтожение одним фином на фокере, кстати 2х12мм AFAIK шести!!! Дб3Ф? Предвидя замечания, спешу сообщить что ТЕ Дб3Ф быле без протектора на топливных баках. В обеих случаях просто никто им не мешал.. было время спокойно подлететь, спокойно вырубить мешавших членов экипажа, спокойно довершить начатое. Может конечно пилот и приукрасил, что нормально для мемо, но таки по статистике калибра 12мм ему хватило бы... А по поводу усиления вооружения - дык естественно, каждому хочется выжить и скажем у большинства немаковских перехватчиков был _один_ заход, а дальше уже мустанги и тандеры рояль играли хорошо.
     
  14. sbleka

    sbleka Well-Known Member

    Joined:
    Feb 8, 2003
    Messages:
    7,772
    Location:
    404
    Re: Дык что с разбросом?

    ох блин... устал я...
    была такая заморочка как подтверждение сбитых самолетов..так вот немцам да и финам просто верили наслово.. сказал сбил..значит сбил...отсюда у них такое количество збитых и взялось...
    а у руских надо подтверждение.. и не только устное как мне помнится а и материальное..типа наземные войска нашли в таком-то районе сбитый самолет...или чтото в этом роде..
    поетому если самолет падал в труднодоступном месте.. типа в лесу в море.. то самолет считался условно сбитым..короче заморочки с подтверждением были...
    а по поводу спокойно подлететь и ...горячий финский парень хладнокровно растреливает 6 бомберов а руские загпнитизированные одним видом фокера спокойно отдались на его милость понимая что сопротивлятся безполезно...
    все.. хватит... если верите всей этой чуши то дело ваше... я лечить никого не собираюсь...
     
  15. --maty

    --maty Well-Known Member

    Joined:
    Jan 22, 2002
    Messages:
    7,095
    Location:
    Marseille, FRANCE
    Re: Дык что с разбросом?

    ЛОЛ! Попробуй найти в инете статью, почитай.. может полегчает...Дело в том что все сошлось... 6ка бомберов полетела чето-то бомбить на rtb(летели они обратно тем же путем, командир сплоховал) их перехватил финн.. ОДИН Шестерка бомберов домой не вернулась.. ВСЕ. Географически все сходится, факт потери 6и бомберов нашими задокументирован. Ну может конечно фину бог помог, ну там молнией посшибал, и все такое..
    З.Ы. в басни бледнокурых рыцарей я больше тебя неверю, но если представленны доказульки - я сдаюсь.
     
    Last edited: Nov 26, 2003
  16. -kum--

    -kum-- Well-Known Member

    Joined:
    Jun 3, 2002
    Messages:
    11,592
    Location:
    Poltava, Ukraine
    Re: Дык что с разбросом?

    А как тебе вот это?

    Ильюшинский бомбардировщик в непредусмотренных для него условиях показал себя крепким и надежным самолетом.
    18 августа 1941 года в живучести Ил-4 довелось убедиться будущему дважды Герою Советского Союза В. Осипову. На семерку наших бомбардировщиков напали 15 «мессеров». В отчаянной схватке 5 наших машин и 12 фашистских было сбито, и Осипов повел свой израненный ДБ-3Ф домой. «Самолет весь в пробоинах, от потока воздуха задирается обшивка, течет бензин и масло, но самолет не горит: спасает баллон с углекислым газом, который я правильно использовал»,? вспоминал об этом полете Осипов. И снова атака вражеского истребителя, тут же прошитого очередью стрелка-радиста. Но атака не прошла бесследно и для Ил-4: вражеский снаряд оторвал почти треть лопасти винта правого мотора, машину сильно затрясло, и мотор пришлось выключить, чтобы от тряски не развалился самолет...
    Когда наконец ДБ-3Ф сел за линией фронта на окраине большого села, на нем не было живого места. «376 пробоин от пуль и снарядов оказалось недостаточным, чтобы сделать самолет неуправляемым», ? с изумлением писал Осипов.
     
  17. -ada--

    -ada-- FH Beta Tester

    Joined:
    Jan 23, 2002
    Messages:
    1,993
    Location:
    Tyumen, Russia
    Re: Дык что с разбросом?

    Повезло мужику. А 12 сбитых мессов из 15 - это точно оверклейм.
     
  18. phone-

    phone- Well-Known Member

    Joined:
    May 31, 2001
    Messages:
    9,146
    Location:
    SPB-MSK
    Re: Дык что с разбросом?

    Зато в игре у тебя точность стрельбы какая? процентов 20?
    А в реале процентов 5.
     
  19. --maty

    --maty Well-Known Member

    Joined:
    Jan 22, 2002
    Messages:
    7,095
    Location:
    Marseille, FRANCE
    Re: Дык что с разбросом?

    kum, OK, кто сказал что там не было истребителей сопроваждения??? Извини я не читал, эту статью. Но как ты видишь она базируется на словах Осипова... Вот если бы там было примерно следующее: 12х109 из I/JG26 так и не вернулись на базу .. черный день для немецкого гешвадера..полностью вырезана целая группа в течении одного вылета.. вот документ интенданта гешвадера и все такое... я поверил безоговорочно ;) +документ нашей эвак. службы о кол-ве пробоин и все такое..ну это мелочь в принципе
    В том случае(6хДб3) все было чисто, документы есть, против них не поспоришь.
    А так, извени. Читал о стрелке Б17 сбившем 2х262 в одном вылете :) тоже по воспоминаниям написано. Но вот люди летавшие бомбить Германию в самом начале на тех же крепостях против гораздо менее гроздных 109х только без истребительного прикрытия, уже таких воспоминаний не оставили...симптоматично?
     
  20. --maty

    --maty Well-Known Member

    Joined:
    Jan 22, 2002
    Messages:
    7,095
    Location:
    Marseille, FRANCE
    Re: Дык что с разбросом?

    О! нашел на ВИФе.. бомберы читайте и критикуйте, если найдете что ;)
    МИРОСЛАВ МОРОЗОВ.

    ЗАГАДКА ТРОЙНОЙ "ШЕСТЕРКИ", ИЛИ НЕОБЫКНОВЕННАЯ УДАЧА ЛЕЙТЕНАНТА САРВАНТО

    (История Авиации. №1/2000).

    Шел второй месяц советско-финской войны. К этому времени первоначаль-но наступавшие советские войска были ос-тановлены на линии Маннергейма, а на ря-де направлений между Ладожским озером и Северным полярным кругом понесли чув-ствительные поражения. Вместо планиро-вавшейся скоротечной кампании воору-женное столкновение между двумя страна-ми все более приобретало черты борьбы на истощение. Участились удары советских ВВС по тыловым экономическим и воен-ным объектам центральной и западной ча-сти Финляндии. Большее значение прида-валось и разрушению железнодорожной сети. Для выполнения этих задач выделя-лись солидные, по меркам «зимней вой-ны», силы: 1-я авиационная армия особого назначения (АОН-1; три полка ДБ-3, третий на начало января 1940 г. в стадии прибы-тия) и размещенная в Эстонии авиагруппа комбрига Кравченко (по одному полку ДБ и СБ, полк истребителей) ? до пятой части боевого состава авиации, задействован-ной против «белофинов». 6 января очеред-ной удар по цели ? железнодорожной станции Куопио ? должен был нанести ба-зировавшийся на аэродроме Кречевицы (севернее Новгорода) 6-й дбап АОН-1.
    План операции был доведен до испол-нителей за два дня до вылета. Ее объект был выбран неслучайно. Через Куопио проходила одна из трех рокадных (параллель-ных линии фронта) железных дорог стра-ны, крайне важная для осуществления пе-ревозок войск между центральной и южной частью Финляндии. По станции полк дол-жен был нанести удар главными силами ? 36 ДБ (девятки от четырех из пяти эскадри-лий части).
    Определенную опасность таило рассто-яние, которое предстояло преодолеть над территорией противника. Даже по кратчай-шей от береговой черты Финского залива до города было 270 км. Чтобы покрыть его, требовалось около часа. В качестве альтер-нативы был разработан восточный маршрут ? в обход Ладожского озера с востока, да-лее на север с последующим поворотом на запад. В этом случае над вражеской терри-торией пришлось бы лететь не более 160 км, причем, в отличие от сравнительно гус-тонаселенных районов страны, здесь под самолетами расстилалось бы сплошное «зеленое море тайги». Однако тут возника-ла новая проблема ? отсутствие наземных ориентиров. Кроме того, район находился в ведении штаба ВВС 8-й армии, с которым пришлось бы договариваться о коридорах, возможных аэродромах приземления, обеспечении метеосводками, и т.д. Хотя все эти договоренности и не были достиг-нуты, теоретическая возможность полета по восточному маршруту сохранялась Ради справедливости необходимо отме-тить, что в то время подобные меры предо-сторожности считались излишними, тем более что финская ПВО не воспринималась в качестве серьезной преграды. Последний факт вызывает определенное удивление, поскольку, согласно документам, с начала боевых действий полк безвозвратно поте-рял пять самолетов, один из которых был сбит в воздушном бою, а остальные не вер-нулись с заданий по невыясненным причи-нам. Реакцией на это стало запрещение одиночных полетов и приказ отправлять единой группой на задание не менее двух девяток, и все же сомкнутый строй бомбар-дировщиков считался вполне достаточной мерой для предотвращения любых неожи-данностей. О том, насколько прочно это укоренилось в умах советских авиационных командиров, говорит хотя бы тот факт, что даже, несмотря на вышеописанный случай, во всех итоговых отчетах за войну плотный строй без истребительного прикрытия ре-комендовался и на будущее. К чему он при-вел в июне 1941 г. ? общеизвестно.
    Первые коррективы в план внесла, как обычно, погода. Хотя нижняя кромка облач-ности находилась примерно на высоте 3000 м, сильный снегопад заставил метеороло-гов классифицировать ее как «ограничено летную». Сознавая, что полк вряд ли в со-стоянии выполнять задачу в полном соста ве (6-й дбап перебазировался в Кречевицы из Иваново 14 ноября 1939 г. и не имел до-статочной практики полетов в сложных ме-теоусловиях), командование части решило выслать только две девятки разными вол-нами. Первой из групп в 09:35 взлетела 3-я эскадрилья майора Майстренко.
    Взлет прошел без происшествий, если не считать неисправностей, почти сразу возникших на машине командира звена Федорова. Его самолет был вынужден вер-нуться на аэродром, в то время как осталь-ная эскадрилья, построившись в порядок клина звеньев, взяла северо-западный курс. Полет осуществлялся над верхней кромкой облачности (облачность 3-4 бал-ла) на высоте 3300 м. Над Лужской губой самолеты развернулись на север.
    Воздушное пространство над Финским заливом эскадрилья прошла над сплош-ным ковром облаков, но при пролете над финской береговой чертой, в 10 км запад-нее Виралахти, обнаружились большие ок-на. Неисключено, что именно в этот мо-мент самолеты были обнаружены с земли. На это, в частности, указывает тот факт, что первая атака на группу Майстренко была произведена в районе города Микке-ли ? в 90 км севернее аэродрома Утти, от-куда взлетали финские истребители.
    Около 11:30 внезапно со стороны солн-ца советские самолеты подверглись напа-дению семи или восьми «Фоккеров»О.ХХ! из состава 4-го отряда 1_еЬ/ 24. Финские са-молеты атаковали сзади с пологого пикиро-вания самолет комиссара эскадрильи Гра-моткина. С дистанции 100-150 м финны по-дожгли его ДБ-3, после чего машина резко направилась к земле. Оборонительный огонь был открыт с большим опозданием и, по всей вероятности, оказался неточным, что, впрочем, не помешало советской сто-роне занести на свой счет три «Фоккера». Истребители проскочили в нижнюю полу-сферу, но для повторной атаки не разверну-лись ? очевидно, топлива на них остава-лось не так много, либо они не хотели слишком сильно отдаляться от аэродрома. Атака завершилась также внезапно, как и началась, и бомбардировщики, сомкнув строй, продолжила движение к цели.
    Спустя примерно 40 минут после боя группа достигла ее. Станция была скрыта легкими облаками и дымкой. Даже несмо-тря на отсутствие зенитного огня, атако-вать ее с высоты 3600 м оказалось весьма непросто. Лишь на четвертом заходе в 12:25 эскадрилья освободилась от бомбо-вого груза (в сумме 70 ФАБ-100, две ФАБ-50, шесть ЗАБ-50). Ответ на немой вопрос ? «почему самолеты не снизились?» ,? может прозвучать неожиданно. Согласно боевым документам того времени (не ис-ключено, что они были подтверждены по-лигонными испытаниями), при бомбоме-тании ниже высоты 2800-3000 м ожида-лось до 30-40% неразрыва, поскольку счи-талось, что бомба может не перейти в вер-тикальный полет.
    Решение бомбить с большой высоты ка-салось лишь качества выполнения боевой задачи, но последующее решение майора Майстренко ? возвращаться старым мар-шрутом ? имело фатальные последствия. По всей вероятности, комэск больше опа-сался «блудежек» над безлюдными просто-рами Карелии, чем перехватчиков. Потери ориентировки были настоящей болезнью нашей авиации в «зимней войне», но все же, то что могло произойти в результате потери курса, вряд ли имело бы худшие по-следствия. Без подробных финских данных сейчас трудно сказать, то ли противник це- ленаправленно ожидал возвращения 3-й эскадрильи, «ведя» ее при помощи постов ВНОС, то ли маршрут случайно вывел со-ветские самолеты на станцию Коувола, ко-торая, очевидно, являлась основным объ-ектом, прикрываемым «фоккерами» из состава 4/1_еЬ/ 24. Результат был одним ? в 13:20 советские самолеты вновь подвер-глись внезапному нападению.
    На этот раз финнов было восемь или де-вять. Зайдя сзади, они вновь внезапно ата-ковали наше построение. Тактика была старой: пологое пикирование с высоты, превышающей строй ДБ-3 на 15-20 м, за-ход в мертвый конус, образуемый хвосто-вым оперением, сближение до дистанции 100-150 м, прицельные очереди по плоско-стям, где находились непротектированные бензобаки, и уход в нижнюю полусферу. «Фоккеры» легко избегали огня нижних «кинжальных» установок ДБ, имевшихМалые угллы обстрела, разворачи-вались с набором высоты и вновь выходи-ли в атаку. Штурманы бомбардировщи-ков, наблюдавшие за разворотами «Фок-керов», могли, разве что, грозить их пило-там кулаками ? их носовые ШКАСы почти не отклонялись в стороны.
    Советские авиаторы мало что могли противопоставить этой тактике. Совер-шенно очевидно, что им не хватало ни слетанности, ни боевого опыта. Для боль-шинства экипажей 3-й эскадрильи бое-вой вылет 6 января был вторым. Прикры-тие хвостов соседних самолетов отрабо-тано не было. Звенья не были разнесены по высоте, из-за чего головное звено в бою не участвовало до тех пор, пока само не подверглось атаке.
    С каждой минутой боя огневое проти-водействие обороняющейся стороны уменьшалось. Финны не имели к этому никакого отношения ? просто стрелки-ра-дисты (единственная из трех огневых точек ДБ-3, имевшая возможность принимать реальное участие в бою) не могли длитель-ное время находиться под колпаком своей установки. Набегающий через многочис-ленные щели поток холодного воздуха (на земле без ветра его температура была око-ло ? 30-35 С° делал свое дело. В первую очередь у летчиков переставали действо-вать руки, т.к. скоба спускового механизма пулемета не давала возможность вести стрельбу, не снимая перчаток! Поскольку в данном случае финны проявили упорство и продолжали атаковать советские самоле-ты на протяжении более чем 10 мин в исхо-де схватки не приходилось сомневаться. Почти сразу было сбито левое звено. За-тем настала очередь машины командира звена Чугунова, самолетов Майстренко и помощника командира эскадрильи Блино-ва из головного звена. Горящие бомбарди-ровщики, один за другим, устремлялись к земле, как гигантские факелы. До берега Финского залива дошел лишь ДБ-3 старшего летчика Агеева. Не уцелел бы и он, если бы не остроумный маневр. Пилот пе-решел в резкое пикирование и с высоты 3300 м снизился до 350. Посчитав послед-ний вражеский самолет сбитым, пилоты «Фоккеров» повернули назад. Их успех был и без того впечатляющим. Самолет Агеева, не имевший других серьезных поврежде-ний, кроме простреленного руля высоты, дотянул до аэродрома. Без потерь верну-лась и другая девятка, летевшая до цели и обратно разными маршрутами.
    Вопреки расхожему мнению о репрес-сивном методе разбора любых ЧП в то вре-мя, бой 6 января не стал поводом ни к суро-вым карательным мерам, ни к серьезным расследованиям в области боевых причин произошедшего. Весь экипаж уцелевшего самолета написал краткие отчеты о произо-шедшем и рацпредложения на перспекти-ву. Они, в частности, содержали высказыва-ния относительно реконструкции носовой и нижней огневых точек в точки башенного типа, перенос бензобаков из крыльев в фю-зеляж, а бомбоотсеков в крылья, снаряже-
    ния пулеметных лент исключительно трас-сирующими и зажигательными пулями. Звенья рекомендовалось разносить по вы-соте и обратить больше внимания на отра-ботку приемов взаимной защиты самолета-ми друг друга. Насколько все эти советы были воплощены, точнее не воплощены в практику, хорошо известно. От заводов тре-бовалось безостановочное изготовление новых машин, а от летчиков не занятия бое-вой подготовкой, а осуществление новых боевых вылетов. Результат такого подхода был очевиден. До конца советско-финлянд-ской войны был потерян от боевых причин еще 31 ДБ-3 (14 пропали без вести, 11 сби-ты в воздушных боях, шесть сбиты зенитной артиллерией). Общие же потери за время войны составили 74 машины (в т.ч. 27 в рез. небоевых причин), из которых пять стали финскими трофеями. С учетом того, что дальние бомбардировщики совершили около 3500 боевых вылетов (в т.ч. 2530 из состава АОН-1), а финская ПВО располага-ла не слишком большими силами, уровень потерь можно признать достаточно высо-ким. Фактически погиб каждый пятый ДБ-3, принимавший участие в войне.
    Кое-что необходимо заметить и в адрес финнов. Их описания боя не определяют точного числа принимавших участия в нем «Фоккеров». Если же взять за основу све-денья советской стороны (восемь-девять истребителей), то заявка Йрмо Сарванто на шесть сбитых машин кажется невероят-ной. Еще один советский бомбардировщик в этом бою сбил другой ас, Пер-Эрик Сове-лиус. Сумма в семь машин, по всей вероят-ности, получилась у финнов с учетом уце-левшей машины Агеева. По данным про-тивной стороны, в этот же день Совелиус сбил еще один ДБ-3. Это мог быть только самолет комиссара Грамоткина, уничто-женный в первом бою. Ничего не говорится в финских описаниях и о потерях либо по-вреждениях атаковавшей стороны. Только во втором бою советская сторона претен-дует на сбитие 5 истребителей.
    И все же при всех «но» финская ариф-метика явно не противоречит действи-тельности, и если историки нашего быв-шего противника настаивают на том, что почти все ДБ сбил Сарванто это, в конце концов, их дело. Подводя итог, все-таки необходимо заметить: в самой крупной подтвержденной воздушной победе Вто-рой мировой войны гораздо больше про-счетов и недостатков потерпевшей сторо-ны, чем храбрости и мастерства победив-шей. Видимо, в этом и заключается загад-ка тройной «шестерки», а также многих других подобных случаев.

    (конец).