Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

Discussion in 'Engineering Retrospective' started by Bobby, Sep 12, 2005.

  1. Bobby

    Bobby Well-Known Member

    Joined:
    Oct 19, 2001
    Messages:
    9,755
    Location:
    Almaty, Kazakhstan
    Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Кто-нибуть проверял на сколько он адекватен реальности, и пытались ли сравнивать, то что он выдает и то, что получается в птичках?
     
  2. PressLuftHammer

    PressLuftHammer FH Beta Tester

    Joined:
    Mar 5, 2003
    Messages:
    15,016
    Location:
    Ekaterinburg (Russia)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Проверял.
     
  3. Bobby

    Bobby Well-Known Member

    Joined:
    Oct 19, 2001
    Messages:
    9,755
    Location:
    Almaty, Kazakhstan
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    И как результат?
     
  4. PressLuftHammer

    PressLuftHammer FH Beta Tester

    Joined:
    Mar 5, 2003
    Messages:
    15,016
    Location:
    Ekaterinburg (Russia)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Нужна корректировка для высоты 1000м, плотность воздуха и мощность двигателя.
     
  5. PressLuftHammer

    PressLuftHammer FH Beta Tester

    Joined:
    Mar 5, 2003
    Messages:
    15,016
    Location:
    Ekaterinburg (Russia)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Для пример пересчитал Вираж Spit VB
    По известным данным для SpitIX LF полученым в НИИ ВВС
    Взлетный вес там был 3292 кг Двигатель на 1000м 1600HP e=0,75 КПД ВМГ=0,8
    Время виража 17,5 сек Радиус 235м (скорость в вираже 304км/ч)
    (Сyман расчетный получен 1,18)

    Для получения виража Spit VB заменил взлетный вес 3292кг ->2950 кг (6536lb)
    Мощность двигателя Merlin 46 взял вместо 1600HP -> 1200л.с (1115л.с на взлетном)
    Сy, e,КПД, взяты как у SpitIX

    Получил на высоте 1000 м время виража 18,0 сек радиус 215м при скорости в вираже 269км/ч

    На FH сегодня имеем для Spit V 19 сек.
     
  6. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Вы не указали откуда взяли такой взлетный вес и мощность для Spitfire Mk V. :)


    Я думаю вы сами знаете что в таблице из "Самолётостроения" на стр 245, для Spitfire Mk.V время виража указано в 18.8 секунд.

    1115 л.с. для Spitfire Mk.V, взятые вами в качесвте взлетной мощности - мощность на высоте земли на +12 lbs/sq.in. / 3000 RPM, это взлетная мощность с соответсвующим ограничением по времени.

    Есть основания полагать, что в НИИ ВВС на вираж машину испытывали не на взлетном режиме, ближайшим "продолжительным" режимом к +12 lbs/sq.in. является для Spitfire Mk.V +9 lbs/sq.in. / 2850 RPM.


    Spitfire Mk.Vb в WBFH симулирует именно машину с максимальным наддувом +9 lbs., ЕМНИП.
     
  7. PressLuftHammer

    PressLuftHammer FH Beta Tester

    Joined:
    Mar 5, 2003
    Messages:
    15,016
    Location:
    Ekaterinburg (Russia)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Ok, Взлетный вес отсюда http://www.spitfireperformance.com/w3322.html
    Взял на мой взгляд среднюю цифру.
    (При необходимости можно пересчитать для другого взлетного веса)

    Мощность я брал из Технического описания Спитфаера IX и V
    Там в качестве взлетной указана мощность 1115л.с 3000 об/мин наддув
    1380мм.рт.ст
    Расчетная высота на боевом режиме 6550 м мощность 1150л.с. 3000 об/мин наддув 1230 мм.рт.ст.


    По поводу виражей в этом документе приведены данные по виражам
    P-39 и P-40E
    Не тот не другой не вписываются в расчетные виражы при нормальном взлетном весе.
    Для получения соответсвующего виража на P-39D(19 сек и радиус 253м) нужно снизить взлетный вес на (в Самолетостроении 3553кг) 400 кг а на P-40E(19,4 сек радиус 242м) ( в самолетостроении 3756 кг) на 500 кг.

    Если нужно Тех. описание могу выслать.

    P.S.
    В этой связи у меня вызывает сомнения в том что замер виража производили с штатным взлетным весом, или по крайней мере что делалось это всегда.

    Тут у меня идеи кончаются чем можно это обьяснить.
    А 18,8 сек вираж подходит хорошо для SpitIX с Merlin 61.
     
    Last edited: Feb 7, 2006
  8. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Это +12.

    Это +9 на 3000 об/мин, боевой режим.

    А ниже там, на этой же 20 странице, есть вторая таблица, в которой номинальные режимы.


    Видимо испытывали на вираж либо с потерей скорости в вираже, других варинатов не высвечивается...

    Аллисоны с мощностями выше 1200 на боевом режиме пошли уже к 43, а даты испытаний - октябрь 21, апрель 42, июль 42.

    То что могли испытывать форсируя по наддуву выше разрешенного мне кажеться маловроятным...



    На БронАрме оно давным-давно лежит.


    Много с самолёта не снимешь, а вот примеры замеров времени виража с потерей скороси в нём есть - УТИ-26.


    А для Spitfire Mk V c мощностью на уровне земли 940 л.с.(грубая прикидка потери мощности от уменьшения наддува и оборотов) вместо 1115 л.с. не подходит ? :)
     
  9. PressLuftHammer

    PressLuftHammer FH Beta Tester

    Joined:
    Mar 5, 2003
    Messages:
    15,016
    Location:
    Ekaterinburg (Russia)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Недавно только ко мне попал :)

    Дело не только в потере скорости, радиус виража IMHO слишком небольшой у них.
    Нагрузка на крыло у P-39D получается примерно 169кг/м^2
    у P-40E 171кг/м^2 (Радиус при этом на 11м даже меньше чем у P-39)
    У Спита 9 примерно 146кг/м^2.
    Кроме того там приведены центростремительные ускорения которые логично указывать только для установившегося виража.

    Для P-39 при этих условиях получается потребный Cyман=1,35
    Для P-40E Cyман=1,37


    При 940 л.с. 19,5 сек радиус 219м скорость 254 км/ч.
    18,8 сек получается при 1020л.с радиус 217м и скорость в вираже 261км/ч
     
    Last edited: Feb 7, 2006
  10. Bobby

    Bobby Well-Known Member

    Joined:
    Oct 19, 2001
    Messages:
    9,755
    Location:
    Almaty, Kazakhstan
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    badger опять старый спор затягивает. Поставленный полгода вопрос ставил своей целью узнать мнение и твое то же, на сколько сабж точно оценимает динамические характеистики моделей. Напомню, что кроме виража там расчитывется еще и ускорение и торможение, и можно ли цифры из этого калькулятора использовать для задания неизвестных данных в моделях птичек.
     
  11. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Простите, но я ничего не затягиваю :)
    Тему поднял наверх Хаммер, а не я, если вы обратили внимание :)



    1) Сам калькулятор базируется на достаточно базовых формулах аэродинамики.

    2) Наиболее интересной его частью является составление предположительной поляры планера исходя из максимальной скорости и скорости сваливания - так вот скорость сваливания точную найти в литературе крайне сложно, в лучшем случае в РЛЭ можно найти приборную скорость.


    Можно. Как и любые другие.
     
  12. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Если вы о таблице на странице 21 - то меня там смущает формула, в оглавлении строки с виражами, как бы эти значения не "средне-вычисленным" оказались(хотя, конечно, не должны).


    Э-э-э, откуда получается?


    P-39 очень неприятно себя ведёт при перетягивании ручки, в отличии от P-40, поэтому для практическим путем полученных значений допустимо ИМХО.


    Центростреительные скорее всего считал и сводил в таблицу человек все эти данные данные взявший из какого-нибудь справочника и конкретно к испытаниям упомянутых в таблице самолёт отношения не имевший.

    Для Cyман ИМХО многовато.



    Ну дык 940 л.с. - это на уровне земли.

    На 1000 метров беря вашу прикидку для взлетной мощности будет 1200 / 1115 * 940 = 1012 л.с.
     
  13. PressLuftHammer

    PressLuftHammer FH Beta Tester

    Joined:
    Mar 5, 2003
    Messages:
    15,016
    Location:
    Ekaterinburg (Russia)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Может быть и так :(

    Ошибся похоже, извиняюсь, сбасибо что указали :
    3556/19,86=179 кг/м^2 (уже не далеко и до 109G-2)
    2753/21,92=171 кг/м^2

    Может быть.

    Так получилось из исходных данных:
    для виража 19 сек и 253м при полетном 3556 кг для Кобры
    и для P-40E 19,4 сек и 242м при полетном 3753 кг.
    Для 109G-2(3023кг) и 109G-2/R6 (полетный 3223кг добавил 200кг) из той таблицы получается в обоих случаях Cy ман=1,23

    Для P-51 при полетном 3850кг получается Cy ман=1,20
    Fw.190A-4 Cyман =1,23
    Для Спита 9 LF как говорилось ранее Cy ман=1,18
    Для Ла-7 Cyман = 1,18-1,23

    И только для P-39D-2 и P-40E аномально высокие значения.
    IMHO вопрос по ним пока открытый остается, как были получены такие параметры виража.
    Попробовал посчитать вираж с Сyман=1,35 при мощности 1500HP на 1000м для P-39D-2 даже в этом случае получается 21,1 сек и радиус 260м.
    19 сек и 253м удалось получить лиш при мощности 1920л.с !!!
    скорость в вираже при этом 301км/ч почти как SpitIX LF(304км/ч)

    Для P-40E при Cyман=1,37 сошлось только при мощности 1670л.с !!! скорость в вираже
    287 км/ч

    Т.е вы согласны что на боевом режиме могло быть и 18 сек ?
     
  14. PressLuftHammer

    PressLuftHammer FH Beta Tester

    Joined:
    Mar 5, 2003
    Messages:
    15,016
    Location:
    Ekaterinburg (Russia)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Дело не только в адекватности модели. Дело есче и в достоверности исходных и проверочных данных ну или тех что в справочниках .
    Вот со вторым как выясняется тоже большие проблемы.
    Пока можно констатировать только одно замер виража происходил на высоте 1000м. Остальное пока под вопросом.
    Строго ли придерживались того что вираж должен быть установившися и вес при прикотором он был получен нормальным взлетным. Так же остается неизвесным применялись ли закрылки в этом случае.
     
  15. Bobby

    Bobby Well-Known Member

    Joined:
    Oct 19, 2001
    Messages:
    9,755
    Location:
    Almaty, Kazakhstan
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Меня более волновал вопрос про ускорения и торможения, а там вызывающий максимаьные вопросы Cy на результат не влияет, почти.
    Кстати, Хамер, на всех форумах я тебя определяю по слову есче вместо еще :)
     
  16. PressLuftHammer

    PressLuftHammer FH Beta Tester

    Joined:
    Mar 5, 2003
    Messages:
    15,016
    Location:
    Ekaterinburg (Russia)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    В этом месте будет сильно сказываться зависимость КПД ВИШ от скорости
    для ВИШ-61 например у земли на 550 км/ч это 84% а на 200-300 км/ч до порядка 65-70%. В калькуляторе Yo-Yo это неучитывается. Вернее в том варианте что видел.
    Хотя об относительных характеристиках IMHO судить можно.
     
  17. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Да, видимо до того как будут опубликованы дополнительные источники о том как же именно их испытывали вопрос будет оставаться открытым, к сожалению.


    На +12 lb/sq.in. и 3000 rpm (хотя это не боевой а взлетный, офицально :) ) - могло. На позднее появившемся +16 и 3000 - будет ещё меньше видимо.

    Главный вопрос когда произошло повышение наддува фактически.

    Сейчас у нас максимум в +12 и 3000 имеет Spitfire Mk. Vc - надо смотреть скольку у него вираж на WEP.
     
  18. PressLuftHammer

    PressLuftHammer FH Beta Tester

    Joined:
    Mar 5, 2003
    Messages:
    15,016
    Location:
    Ekaterinburg (Russia)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Насколько я понимаю вираж у нас меряют на WEP по памяти там сейчас 19 сек должно быть тоже что и у у SpitVB.

    Тут еще один момент всплывает у нас у Bf.109F-2 вираж 19,5 сек но вот
    радиус у него порядка 248 метров. В результате в сталлфайте скорость сваливания если брать Cyman=0,85Cymax
    Получается:
    SpitVc TAS=151км/ч IAS=142км/ч
    Bf.109f-2 TAS=158км/ч IAS=148км/ч

    Тут конечно зависит от точности замеров виражей многое конечно.
    С учетом применения закрылков у 109 и меньшего падения тяги у 109 у земли, для спитаV даже на горизонтали на малых высотах становится большой проблемой перекрутить 109f2.

    Для получения такого радиуса Cyман для 109f-2 должен стать (2729кг)
    Cy ман=1,32

    Против Cy ман =1,23 для реального Bf.109G-2

    Для Спита V (2950кг) Cyман=1,13
    т.е даже маеньше чем у Spit IX LF(Cyман=1,18)


    На мой взгляд при неизменном времени виража нужно уменьшать радиус виража для Спит V до 218м и наоборот увеличивать для Bf.109f-2 до 263м м (F-4 (до 274м)и G-2(до 290м) тоже впринципе нужно корретивровать).
    При этих параметрах скорости сваливания будут примерно такие
    Bf.109f-2 TAS=164км/ч IAS=154км/ч
    SpitV TAS=148 км/ч IAS=139 км/ч
    разница IAS=15 км/ч

    Все таки главное преимущество Bf.109F-2 это более быстрый разгон на пикировании, зум-климб сохранение энергии при малых перегрузках, а не вираж.


    Кстати у нас у SpitIX LF 18,5 сек вираж.
    Тут два варианта либо уменьшить до 17,5 сек либо считать что он у нас с "подстриженный" и тогда увеличивать ролл
    Кстати 225м радиус тоже IMHO занижен у SpitIX и SpitIX LF надо бы 235м
     
    Last edited: Feb 17, 2006
  19. PressLuftHammer

    PressLuftHammer FH Beta Tester

    Joined:
    Mar 5, 2003
    Messages:
    15,016
    Location:
    Ekaterinburg (Russia)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Вот некоторые цифры по виражу P-63A (Из книги Бакурского "Истребитель P-63)
    Время выполнения 20,5 сек
    скорость входа 275км/ч по прибору выход 275км/ч(т.е вираж явно установившийся)
    Перегрузка 2,69 g
    центростремительное ускорение
    a=w^2*R
    радиус R=a/w^2

    угловая скорость w=(2*Pi)/t w=2*3,14/20,5=0,306341 с^-1
    центростремительное ускорение a=(Ny^2-1)^0.5*g
    a=(2,69^2-1)^0.5*9.81=24,5 м/с^2

    R=24,5/0,306341^2=261м (В тексте у Бакурского 272м)

    При этом скорость TAS получается равной V=2*Pi*R/t=2*3,14*261/20,5=79,96м/с
    или 278,8км/ч

    Там же указан полетный вес при замерах скорости скороподьемности и потолка
    3478,5 кг (что сильно меньше чем даже у P-39Q)

    Если взять этот полетный вес что указан климба скорости и потолка для замеров виража тогда
    Cy ман=(2*m*g*Ny)/(q*s*V^2)
    (2*3478,5*9,81*2,69)/(1.1116*23,04*79,96^2)=1,121

    Для другого полетного веса что там указан 3738 кг
    Cy ман=1,25

    IMHO цифра вполне приемлемая учитывая что на P-61A есче и ламинарный профиль использовали. А истинный Cy ман где то посередине :)

    И есче одно предположение:
    Вираж могли мерять при заметно меньшем полетном весе чем нормальный взлетный. Т.е необходима была корректировка для получения времени и радиуса виража для взлетного веса. (Скорость в вираже таже, увеличивается лиш радиус
    который расчитывается)
    Что составителями всякого рода сводных таблиц просто опускается.

    И как результат необьяснимые цифры виража для некоторых самолетов применительно к их нормальному взлетному весу.
     
    Last edited: Feb 28, 2006
  20. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: Калькулятор ТТХ от Yo-Yo

    Странная вещь - есть у меня скан:

    Виктор Бакурский, Владимир Котельиков, Сергей Иванников "Истребитель P-63 Кингкобра":

    http://badger.front.ru/p63_tech.djv

    вот только скорость в вираже там указана 285 км/ч, а не 275 км/ч, как вы указываете...

    Остальные цифры совпадают вроде.


    По поводу Cy P-39 - в файле P-39D_flying.tiff

    http://www.airwar.ru/other/bibl/p39d_flying.html

    На стр. 22 таблица CLmax в различных условиях, нас интересует видимо без двигателя, шасси и закрылки убраны - 1,35.


    Ну можно с P-39 топлива и боеприпасов на 400 кг где-то скинуть...
    Только вы радиус виража с таким весом считали? Он ИМХО, при хотя бы Cy=1,2, будет меньше заметно чем указанные в "Самолётостроении" 253-280 метров.