"Станки, станки, станки..." (с) анек

Discussion in 'Off Topic' started by fas---, Jun 3, 2017.

  1. fas---

    fas--- Дремучий патриархал

    Joined:
    Jun 4, 2006
    Messages:
    11,700
    Location:
    Российское Царство
    У меня тут очередной заскок (смена интересов-хобби).
    Выцыганил у глав.механика одного из цехов списанный некомплектный токарный станок (настольный), TOS Mn-80a. Перебрал, промыл-почистил, сменил ремень, более-менее привел в порядок, подтянул клинья где надо, настроил шпиндельную группу, нашел патрон под него, заказал и получил план-шайбу (есть профильный форум, куча рекомендаций, чертежи и т.д.)

    Но нарисовалась вот такая проблема... Станок лет тридцать простоял по углам-стеллажам, родной движок давным-давно утерян. Стола на котором этот станок монтируется тоже давно нет. Вместо штатного двигла выдали адски архаичную конструкцию, П11-С1, двигло постоянного (!) тока, на 110 вольт и 4.3 ампера, с независимым возбуждением. Дура весом 18 кило и мощностью всего 300 ватт на 1500 оборотов.

    Удивительно, но на всем заводе не нашлось движка потребной мощности (250-500 ватт) но на привычные 220 вольт или пусть даже банальный асинхронник на 380 вольт (мне от мастерской до ШРа - метров пять веревки кинуть, с электриками я заранее договорился). У нас дофига 90 ваттных высокооборотистых (на 3к оборотов) движков, стоящих на вентиляторах охлаждения промышленного оборудования ну и изрядное количество мощных движков (от 1.5 киловатта и выше) - это хозяйство вентиляторщиков. А потребных под станок - просто не используют. Т.е. что-то из такого мне бы нашли, но родить то, чего нет - есс-но не могут.

    Короче. Кто нибудь может внятно и на пальцах объяснить как правильно подключить этот П11-С1, дабы не спалить его сразу нахрен?

    Что у меня для этого движка есть - россыпь потребных диодов (КД-203Д, до 700 вольт в прыжке, 10А номинала) для изготовления выпрямительных мостов, либо пара кондовых современных мостов KBPC1510, которые до 1 киловольта и 50А номинала. Два ЛАТРа - один на 9А, другой на 2А. Потребное количество конденсаторов К50 на 300 вольт и 1500мкф (им ровно 30 лет, нулевые из упаковки. Проверены метрологами - все в пределах номиналов, хотя конечно есть вероятность быстрого подыхания под нагрузкой - все же они старые). Пара амперметров (на 5А и на 10А, но насколько они живые - я не знаю), и один вольтметр с пределом два киловольта, но тут с мест подсказывают, что он скорее всего требует еще внешнего обвеса.

    Прелести двигателя постоянного тока с независимым возбуждением осознаны после чтения соответствующих статей - эта штука позволяет регулировать скорость вращения без всяких новомодных ШИМ-модуляторов просто изменением напряжения на обмотках якоря.

    Недостатки движков постоянного тока с независимым возбуждением тоже осознаны - спалить обмотку якоря проще простого, просто "забыв" врубить статор.

    Попутно вычитано, что настолько мелкий движок можно спокойно коммутировать на параллельное возбуждение (если не требуется регулировка оборотов) и нихрена ему не будет, не те мощности и токи, что б обмотка жахнула до того, как ротор наберет обороты. Т.е., движки до киловатта согласно всяких манов можно заводить без пусковых реостатов.

    Магнитных пускателей у меня нет.

    В общем... если кто чего подскажет - было бы неплохо.
     
  2. Estel

    Estel Well-Known Member

    Joined:
    Feb 16, 2000
    Messages:
    7,302
    Понижающий трансформатор и мост. Или тиристорный преобразователь и потом мост.
     
  3. fas---

    fas--- Дремучий патриархал

    Joined:
    Jun 4, 2006
    Messages:
    11,700
    Location:
    Российское Царство
    Это понятно. Речь идет о том, что П11 С1 это двигатель с независимым возбуждением. У него четыре входящих провода. Два на статор и два на ротор. Скорость вращения регулируется подачей на ротор (якорь) напряжения отличного от напряжения на статоре. У меня два ЛАТРа (Лабораторный АвтоТрансформатор). Диодные мосты есть. Кондеры для сглаживания пульсаций тоже есть. У меня основной вопрос в том, не гавкнет ли двигло при запитки от двух разных ЛАТРов. Просто потому, что классическая схема подразумевает подключение якоря через реостат. Нет у меня реостатов и достать негде.
     
  4. rjack

    rjack Well-Known Member

    Joined:
    Jan 27, 2002
    Messages:
    8,205
    Location:
    Актау, Казахстан
    Зашел, думал тут про баб :)
     
    Flk and -jaya- like this.
  5. exe

    exe Well-Known Member

    Joined:
    Feb 25, 2005
    Messages:
    14,293
    Location:
    Деревня
    спалишь - да и Х с ним, воткнешь движок от китайской дрели :)
     
  6. alexzp

    alexzp Well-Known Member

    Joined:
    May 4, 2006
    Messages:
    6,353
    Location:
    Запорожье
    если обмотки постоянного тока независимые и гальванически разделенные , то что мешает их включить каждую от отдельного ЛАТр после выпрямителя. Кроме того переключая полярность обмотки якоря меняют направление вращения.
     
    Last edited: Jun 3, 2017
  7. fas---

    fas--- Дремучий патриархал

    Joined:
    Jun 4, 2006
    Messages:
    11,700
    Location:
    Российское Царство
    Если бы все так было просто. Конструкция станка архаична, он штатно использует контр-привод, который по сути редуктор. А в моем случае, ввиду отсутствия стола и возможности НОРМАЛЬНО смонтировать контр-привод, схема упрощенная - в один ремень (сразу со шкива двигателя на шкив шпинделя). Имеющийся движок позволяет менять обороты.

    А так - у меня есть привод от набора "Универсал". 600 ватт, 220 вольт. Одно "но", которое лишает затею смысла. Двигатель дает 2000 оборотов, даже при использовании наименьшего из шкивов (они там все трех диаметров) на приводе и наибольшего на шпинделе - меньше 1250 оборотов там не получится. 1250 об/мин - это СЛИШКОМ дохрена. Для обычных работ по стали надо 300-600 оборотов.
     
  8. fas---

    fas--- Дремучий патриархал

    Joined:
    Jun 4, 2006
    Messages:
    11,700
    Location:
    Российское Царство
    Я потому и спрашиваю - потому как такие мысли у меня были. Но т.к. это не какая-то там слаботочка на 12 вольт, которая даже при бабахе не дает особых спец.эффектов, то тут блин - долбанет так долбанет, если вдруг что-то не так пойдет.

    На счет раздельных ЛАТРов тут один тонкий момент. На движке стоит значение 4.3 ампера по потреблению. Но, это суммарно видимо - и на якорь и на статор. У меня один ЛАТР на 9 ампер а другой на 2 ампера. Вот тот который помельче я думаю приспособить на питание якоря и его же использовать как регулятор. Ход моих мыслей верен?
     
  9. alexzp

    alexzp Well-Known Member

    Joined:
    May 4, 2006
    Messages:
    6,353
    Location:
    Запорожье
    так по сопротивлению обмоток посмотри, Сопротивление обмотки возбуждения значительно (на порядки) больше сопротивления якорной. Ток естественно меньше. Ну а чтобы не долбануло - автомат на нужный ампераж .
     
  10. exe

    exe Well-Known Member

    Joined:
    Feb 25, 2005
    Messages:
    14,293
    Location:
    Деревня
    а в чем проблема со столом? немножко железок и сварка спасут отца русской металлообработки. ну на крайняк используй силу дерево.
     
  11. Ales

    Ales Well-Known Member

    Joined:
    Jul 30, 2004
    Messages:
    325
    Location:
    Estonia>Кубань>Краснодар
    у нас в лаборатории на испытательных машинах производства г. Иваново возможно стоят такие двигатели , управляются тиристорными приводами ,причем статор от якоря управляется отдельно ,посмотреть смогу не ранее среды
     
  12. fas---

    fas--- Дремучий патриархал

    Joined:
    Jun 4, 2006
    Messages:
    11,700
    Location:
    Российское Царство
    Ну я конечно предварительно договорился на счет "сварить раму", но для "сварить раму" надо размеры. Пока непонятно, что там с двиглом - размеры для монтажа двигателя я дать не могу. А так чертеж есть, как же без этого. Так что пока сборка идет на уровне ходового макета. Если все заведется - можно уже будет проставлять размеры и заказывать резку профиля и сварку. С деревяшками примерно тоже самое, тут уже все от меня зависит - захочу я сварную раму или деревянную. Но тут еще такой момент - ребята из вспомогательных механических и строительных цехов и так заняты по ноздри, а тут еще я со своими игрушками...
     
  13. fas---

    fas--- Дремучий патриархал

    Joined:
    Jun 4, 2006
    Messages:
    11,700
    Location:
    Российское Царство
    Если там именно П11 С1 - было бы очень неплохо!
     
  14. fas---

    fas--- Дремучий патриархал

    Joined:
    Jun 4, 2006
    Messages:
    11,700
    Location:
    Российское Царство
    Э... не понял. Сопротивление статора сильно выше чем якорная? И на статор по этому подается меньший ток? Или я чего-то не понял опять?
     
  15. alexzp

    alexzp Well-Known Member

    Joined:
    May 4, 2006
    Messages:
    6,353
    Location:
    Запорожье
    Ну да, судя по данным других двигателей серии П это именно так.
     
  16. fas---

    fas--- Дремучий патриархал

    Joined:
    Jun 4, 2006
    Messages:
    11,700
    Location:
    Российское Царство
    То есть, мне наоборот надо с ЛАТРа на 2 ампера питать статор, а с ЛАТРа на 9 ампер - питать якорь?
     
  17. alexzp

    alexzp Well-Known Member

    Joined:
    May 4, 2006
    Messages:
    6,353
    Location:
    Запорожье
    Проверь прибором сопротивление обмоток и сам реши!!
     
  18. sbleka

    sbleka Well-Known Member

    Joined:
    Feb 8, 2003
    Messages:
    7,772
    Location:
    404
    неопнятнго одно.. нафига тебе это нужно ??
    ты готов вкладывать свои бабки ? или нет ??
     
  19. fas---

    fas--- Дремучий патриархал

    Joined:
    Jun 4, 2006
    Messages:
    11,700
    Location:
    Российское Царство
    Я их и так вкладываю. Обвеска, инструмент потребный - он же не с неба сваливается. "Нафига нужно" - считай хобби себе нашел. Т.е. целью получение прибыли не является даже рядом.
     
  20. sbleka

    sbleka Well-Known Member

    Joined:
    Feb 8, 2003
    Messages:
    7,772
    Location:
    404
    раз готов то озвучу явный ответ
    асинронник плюс частотник
    в этой связке на обороты двигла можно забить , понизить вплоть до нуля непроблема
     
    Estel likes this.