Разбился Пулковский ту154 ....

Discussion in 'Off Topic' started by -arra-, Aug 22, 2006.

  1. -mozg-

    -mozg- Well-Known Member

    Joined:
    Mar 20, 2001
    Messages:
    748
    Location:
    StPet
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    может быть. в смысле тряска была. но перегрузок, тем более постоянных - нет. иначе экипаж бы понял сразу о штопорном режиме.
    подозреваю, что угловая скорость плоского штопора при вводе в него у Ту5 очень невысокая, т.е.по изменению курса на компасе/гиросистеме сразу, если не всматриваться, не поймешь, что вращение началось. либо шарик, либо ЭУП.

    судя по переговорам экипажа, атмосфера была напряженной, то ли из-за грозы, то ли еще из-за чего-то. КВС постоянно поддергивал 2П-стажера (совсем молодого пацана, я так понимаю он только вводился 2-ым), тот нервничал...

    у военных есть любимая присказка, что налет гражданских КВС в много тысяч часов надо понимать как "столько-то тысяч часов наблюдения за работой автопилота"... все персонально для каждого пилота, но доля истины тут есть, на мой взгляд.
     
  2. -mozg-

    -mozg- Well-Known Member

    Joined:
    Mar 20, 2001
    Messages:
    748
    Location:
    StPet
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    а если крен нарастает крайне медленно? около 1 гр.минута, например? фиг что почуствуешь, пока в окошко не увидишь (если увидишь), что крен уже 90гр. Хабаровск напомнить? там пилоты до 60гр.крена, если мне не изменяет память, ничего ну чувствовали... даже "крен велик" им не помог.

    ЧФ и только.
     
  3. sbleka

    sbleka Well-Known Member

    Joined:
    Feb 8, 2003
    Messages:
    7,772
    Location:
    404
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    блин! читаю счас все эти коментарии и чуствую себя "камикадзэ" в прошедшем времени.. , в свое время почти 8 лет имел работу связаную только с командировками . в среднем в месяц имел "налет" пасажиром 10-12 часов.. и так почти ВОСЕМЬ лет!! правда последний год в основном на поездах уже стал ездить.. бррр.. жуть!
     
  4. Vadim Maksimenko

    Vadim Maksimenko Well-Known Member

    Joined:
    Feb 12, 2000
    Messages:
    15,468
    Location:
    Vilnius, Lithuania
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    Для всех пилотов существует правило: не уверен в высоте -- держи скорость, крен, скольжение, угол атаки и набирай высоту, пока звезды не увидишь. А там уже можно вызвать лидера для возвращения.

    Жопа говорит только о перегрузке и абсолютно ничего о направлении движения, ориентации, скорости. Тем более -- высоте :)
    AeroPeru 603, 1996, Boeing 757. Взлет прошел нормально, поскольку давление на уровне моря -- точка отсчета. Но как только забортное давление упало с набором высоты, датчик скорости стал врать и включилась сигнализация об опасно низкой скорости. Пилоты шли с небольшим снижением, сигнализация не отключалась, а высотомер выдавал показания с "задержкой" в несколько километров. Сирена сверх низкой скорости продолжала орать, хотя пилоты по поведению аппарата и чувствовали, что скорость явно больше. При этом скорость и высота постоянно плавали по показаниям, включались еще какие-то оралки помимо скоростной, потому при включении предупреждения радиовысотомера, тот был проигнорирован как еще один "глюк" (диспетчер рапортовал о высоте примерно в 3 км, но он-то читал данные с автоответчика самого самолета -- радар был старый и не обсчитывал реальную скорость/высоту самолета, только об этом ни экипаж, ни диспетчер не знали). Все происходило над океаном, туда и нырнули.
     
  5. Vadim Maksimenko

    Vadim Maksimenko Well-Known Member

    Joined:
    Feb 12, 2000
    Messages:
    15,468
    Location:
    Vilnius, Lithuania
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    Видишь ли, я гимнастикой занимался, потому с вестибулярным аппаратом у меня все OK. Чувствую все эволюции.

    Знаю, есть такие. Кому "крен велик" не помогает, кому красный сигнал светофора -- одного поля ягода.
     
  6. bzdems

    bzdems Well-Known Member

    Joined:
    May 3, 2001
    Messages:
    10,144
    Location:
    msk, ru
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    На як-52 в обычном штопоре перегрузки переменные, поскольку есть вращение вокруг продольной оси, в общем случае не совпадающей с направлением силы тяжести. Но очень уж они незначительны. Штопор мне запомнился именно тем, что меня крайне удивило почти полное отсутствие перегрузок. В плоском штопоре переменной составляющей перегрузок нет. Только постоянная. Эта постоянная часть, я подозреваю, на лайнере куда меньше, чем на легком пилотажнике с маленькой нагрузкой на рыло. А уж влияние турбулентности тут совсем не стоило за уши притягивать. Достоверно судить об изменении режима полета по изменению характера турбулентности - по-моему фантастика. Гроза, большие углы атаки, штопор... Есть она и есть.
     
  7. bzdems

    bzdems Well-Known Member

    Joined:
    May 3, 2001
    Messages:
    10,144
    Location:
    msk, ru
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    Это не каламбур, извиняюсь, буква "к" не пробилась :)
     
  8. -tyt--

    -tyt-- Well-Known Member

    Joined:
    Feb 5, 2002
    Messages:
    7,615
    Location:
    Ukraine. Kiev
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    Полетай в облаке без искуственного горизонта, чувствительный ты наш.
    Ощущения потом расскажешь.

    Я летал -- очень занимательно.
     
  9. Vadim Maksimenko

    Vadim Maksimenko Well-Known Member

    Joined:
    Feb 12, 2000
    Messages:
    15,468
    Location:
    Vilnius, Lithuania
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    Точно так же я могу посоветовать тебе позаниматься спортивной гимнастикой лет шесть как минимум, а потом сообщить, что произошло с твоей пространственной ориентацией.

    Если ты на дельте без визуальных ориентиров не имеешь представления о собственном положении в воздухе, ты камикадзе. Пока не поздно пробуй закрывать глаза, делать маневр (несложный), открывать и сравнивать что ожидалось, и что есть на самом деле.

    Поверь, "бортовой компутер" у всех разный и различной степени тренированости. Есть люди, которым полного оборота с закрытыми глазами хватает, что бы полностью "потеряться", а есть такие, кто, даже падая от головокружения, зажмурившись, идут в нужном направлении. Кто-то теряется, оценивая дистанцию до приближающейся машины, кто-то просчитывает с точностью до сотой. Кто-то рисует, кто-то --человечков из палочек. Кому-то достаточно одной проекции чтоб понять всю кинематику, а кому-то даже натурная модель непонятна... Люди разные.

    Так вот возить по 150-500 человек за спиной должны те, чей БЦВМ работает всегда и на все 100%. А то будет как у нас: что ни сезон, то автобус в канаве в Польше. Маленькая разница только: в автобусе гибнут 2-10 человек, а в самолете -- все.
     
    Last edited: Oct 4, 2006
  10. Estel

    Estel Well-Known Member

    Joined:
    Feb 16, 2000
    Messages:
    7,303
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    Бляяя. Купи книгу. Называется "Особенности психологии летного состава". Там специально для таких как ты гимнастов написано. А написано следующее, что чувство ложного крена или тангажа проявляется у всех без исключения.
     
  11. volex-

    volex- Well-Known Member

    Joined:
    Oct 15, 2003
    Messages:
    3,231
    Location:
    Russia
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    На брусьях или на перекладине?:)
     
  12. Vadim Maksimenko

    Vadim Maksimenko Well-Known Member

    Joined:
    Feb 12, 2000
    Messages:
    15,468
    Location:
    Vilnius, Lithuania
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    Ты не читал, что я пишу? Собственные ощущения нужны для того, что бы почувствовать и свериться с приборами. Человек чувствует только ускорения.
     
  13. bzdems

    bzdems Well-Known Member

    Joined:
    May 3, 2001
    Messages:
    10,144
    Location:
    msk, ru
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    Не совсем верно. Человек хорошо чувствует скорость изменения ускорения, т.е. третью производную. Ко второй чувствительность гораздо слабее. А в данном случае, представь, если будет серия изменений ускорения, допустим раз в несколько секунд будет: +0.2-0.3+0.2-0.1+0.2-0.1 ну и так далее. А через пару минут тебя спросить, какое сейчас ускорение? Если у тебя есть возможность попрыгать на месте, тогда наверное не сильно наврешь. А если сидишь пристегнутым, то боюсь 0.8ж от 1.2ж после такой болтанки отличить будет непросто. Я точно не смогу.
     
  14. -mozg-

    -mozg- Well-Known Member

    Joined:
    Mar 20, 2001
    Messages:
    748
    Location:
    StPet
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    а где это правило написано? я спрашиваю, т.к.первый раз про него слышу. может оно и есть, но как-то оно вырвано из контекста. да и вообще - таких однозначных правил для всех ситуаций в авиации на пальцах одной руки можно посчитать (например: лучше потерять жену, чем скорость на четвертом :) ).

    под понятием "жопа" в данном случае я понимаю не только среднее ухо со всей начинкой, но и звуковые ощущения, например. которые вполне недвусмысленно говорят о нарастающей скорости (или даже срыве - на некоторых типах). вкупе с визуальной информацией и всеми ощущениями пилот делает какой-то вывод о пространственном положении ВС. не всегда правильный, к сожалению...

    да, действительно, только тут немного более детальный разворот событий:
    http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19960206-0&lang=en

    у них 1 ASI работал таки нормально...
     
  15. -mozg-

    -mozg- Well-Known Member

    Joined:
    Mar 20, 2001
    Messages:
    748
    Location:
    StPet
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

     
  16. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....


    Это не тот случай, Aero-Peru 603 разбился 2-го октября 1996:

    http://www.cnn.com/WORLD/9610/02/peru.plane.crash/index.html


    по вашей ссылке же:
    Date: 06 FEB 1996
    Operating for: Alas Nacionales

    А фильм про Aero-Peru 603 был действительно интересный, длиннная цепочка ошибок там была...


    Вот про Aero-Peru на ав-сэйфети отчет:

    http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19961002-0&lang=en
     
    Last edited: Oct 4, 2006
  17. badger

    badger FH Beta Tester

    Joined:
    Jul 9, 2000
    Messages:
    5,758
    Location:
    Estonia(Ex-USSR)
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    Некорректное сравнение - для того что бы точно сказать что в пирожках мало соли нет необходимости съедать пуд соли на их печении.

    А вот рассуждать о пирожках с точки зрения опыта гимнаста варенья - действительно смешно.


    Наиболее категоричные суждения характерны как раз для тех кто менее всего понимает в вопросе :D
     
  18. Vadim Maksimenko

    Vadim Maksimenko Well-Known Member

    Joined:
    Feb 12, 2000
    Messages:
    15,468
    Location:
    Vilnius, Lithuania
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    Уродом я назвал пилота Торнадо, который, игнорируя показания прибора и вопли второго члена экипажа о потере высоты, загнал аппарат в землю, считая, что давление на жопу -- это кабрирование, а не рост подъемной силы от разгона в пикировании. Таким макаром он проигнорировал показания своего высотомера, подтверждение показаний от офицера по оружию, индикатор скорости, авиагоризонт.

    P.S.: Когда будут выводы о состоянии оборудования Ту-154, можно будет судить о квалификации и его экипажа. Или кто-то уже сейчас знает, что у него датчики скорости, угла атаки, авиагоризонт, скольжения, гирополукомпас отказали? Если нет, разбит исправный самолет с кучей народа.
     
    Last edited: Oct 4, 2006
  19. -mozg-

    -mozg- Well-Known Member

    Joined:
    Mar 20, 2001
    Messages:
    748
    Location:
    StPet
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    да, действительно... а некотрые обстоятельства так похожи...
     
  20. -mozg-

    -mozg- Well-Known Member

    Joined:
    Mar 20, 2001
    Messages:
    748
    Location:
    StPet
    Re: Разбился Пулковский ту154 ....

    он ведь не по жизни уродом был, чтобы в землю втыкаться, да?...
    исходя из ощущений и личного опыта он принял решение - в данном случае- наверное неправильное (хотя о каком конкретном случае идет речь Exec не пояснил).
    экипаж на то и экипаж, чтобы 2П / штурман / weapon officer смог донести до командира обоснованную точку зрения...
    в целом - как и говорил - ЧФ есть ЧФ. и никуда от него не деться.

    почти уверен, что с приборами и системами все было в порядке. с квалификацией экипажа - тоже, налет был, опыт был, достаточный, чтобы вводить 2П на линейном рейсе.

    про возможные отказы техники я упомянул раньше всего лишь, чтобы оспорить твою бетонную уверенность, что "гимнаст пилотажнику не товарищ, т.к.жопа чувстивтельней". в небе бывает разное. бывает и при видимости миллион на миллион люди плутают над собственным аэродромом. это всего лишь жизнь, всего лишь люди - со своими вечными ошибками и проебами.

    под донецком - бог им судья, а не мы. как с точки зрения квалификации и умения читать приборы, так и во всех остальных смыслах...