Прошелся по ссылке Exec'a на Google, там множество ссылок. Для примера вот ссылка на трубочку (если я правильно перевел текст). http://naca.larc.nasa.gov/reports/1938/naca-tn-670/
Ну вообще-то изначально подразумевались самолёты второй мировой... А вообще было бы интересно узнать про разные поколения таких девайсов... PS про трубочку, которую Sea показал, это видимо во времена ещё первой мировой... раз год на книжке 1938... А оно как-то вообще менялось?
Ты прав, в целом! Оно и есть антоним, но, из "первых рук".... Извини, много других невыпитых дел МЦГРУ: "Флаттер - не знаю что это такое." Это что-то, по-моему, возникающее при приближении к звуковому барьеру. Перед стадом отвечать не буду, не моя область
А я закончил Сибирскую Аэрокосмическую Академию по специальности "ракетостроение", и аэродинамику нам давали отдельно, правда ракетную с упором на транс, сверхзвук и цилиндры и конуса, но крылья тоже зацепили. Флаттер у ракет завется бафтинг - явление возникающее на трансзвуковых скоростях: на отдельных участках поверхности ЛА сверхзвуковая скорость достигается раньше, чем на других, в этом месте резко появляется скачок уплотнения (та самая волна, что стекла в домах бьет), с его появлением параметры потока резко же изменяются, и при определенной геометрии тела это может вызвать исчезновение скачка. Тот появляется снова и так по кругу. Вибрация недетская, ракетчики с этим борятся просто - побыстрее разгоняют ракету чтоб трансзвук долго не длился . Это трубочка и есть трубка Пито - по научному ПВД(приёмник воздушного давления) по ней скорость мерят: там две дырки одна на боковой поверхности, а другая на торце. Поразности давлений скорость и мерят. Если внимательно посмотришь на фотки современных(и старых тоже) самолетов, то увидишь эту трубку на крыльях и/или носовых обтекателях.
На L-29 есть такая хрень - на передней кромке крыла , напротив элеронов приклепана железячка с острой передней кромкой. На предкритических углах атаки поток срывается с этой кромки, противно зудит и колбасит по элеронам. РУС ощутимо трясется. А еще есть устройство - на верхней поверхности крыла ставят легкую пластинку на шарнире - при нормальном обтекании она лежит на обшивке, а когда начинается срыв - встает дыбом и размыкает контакт - вот и датчик. Кстати, в 30-е придумали автоматический предкрылок (и до сих пор применяют. Даж на Ан-2 есть.) При больших углах лобик крыла (сделанный в виде отдельной подвижной части) выдвигается вперед под действием подсасывающей силы. (Не ржать!! Так она и называется!!) При этом между предкрылком и крылом образуется профилированная щель, в которую со страшной силой задувает воздух с нижней поверхности и сдувает сорванный поток. Эта хрень во-первых увеливает критический угол атаки, а во-вторых - может служить и датчиком опасного режима. На Bf-109 такие стояли - и самолет мог летать с углами атаки примерно 30 градусов. (более точно не помню)
30 градусов на какой скорости?! Стояли и на Ла-5ФН... и сильно увеличивали подъёмную силу на скоростях меньше 400 км/час...
А на рисунках что были на том сайте нарисованы, трубочка стояла в конце крыла А про трубку Пито я знаю, так она совсем не там где на рисунках была нарисована.
УУПС. sry, ссылку поленился щелкнуть, думал все дураки, один я такой умный . на рисунках нарисована всеже трубка Пито, но не от спидометра (ту выносят подальше вперед и/или вбок за пределы пограничного слоя), а специально заточеная под задачу предупреждения о срыве потока.