Ваня, большинство "прыжков в высоту", о которых заявляют наши заклятые друзья, это давно пройденный этап и на хер не надо. Маск запустил свой родстер к Марсу и обосрался. Болтается родстер где попало. Но и это не главное. Есть практическое понимание необходимости тех или иных действий. Луна - это первый шаг к межпланетным полетам, ибо именно оттуда можно запускать корабли по всей солнечной системе туда-сюда. Да и строить корабли возможно только на луне. Но есть один нюанс. Для того, чтобы построить на Луне базу, достаточную для строительства межпланетных кораблей, необходимо затратить в десятки раз больше, чем было до сих пор затрачено на космос всеми странами. Объем представляешь? Бабло представляешь? А без этого все эти скачки по стекловате на хер не нужны.
Где-то ж есть инфа о том сколько стоит восстановление движков Фалкона-9 и подготовка их к следующему запуску? и вообще, последний запуск хэвика - это было с использованием старых ступеней? или новые сделали? Нужно будет ещё на статистику аварий этих движков посмотреть. Всё будет. но пока что выглядит вполне достойно. ... нужно оторваться от Земли, чтобы доставить материалы и инструменты на Луну. Так вот, чтобы для этого потратить не в 10 раз больше, чем сейчас, а в 9, например - и нужны воздушные старты. И здесь нам бы свою Мрию собрать и начать уже кивирять, но мы пока только Кинжалами пугаем, Буревестниками и Посейдонами. Да МС-21 с ССЖ-100 никак в серийное производство не можем (не по своей вине) запустить. Впрочем, переход от Кинжалов к воздушному старту - будет, наверное, не сильно сложным. было бы здорово посмотреть на взлёт 1000т самолётика...
Трубы с движаками - это 10-я часть стоимости. Спору нет - посмотреть интересно. Один разочек. Но для освоения Луны требуются не легкие ракетки, которые с этого воздушного лаунча запускаются, а супер-супер хевики, которые реально к Луне будут доставлять по 50 тонн хотя бы за раз. И таких туда отправлять надо по три-четыре в месяц. Это только для того, чтобы базу на Луне поддерживать в работоспособном состоянии. А сколько потребуется для того, чтобы базу лунную содержать не просто в рабочем состоянии, а в состоянии изготовления межпланетных кораблей?
а мне имхуется, что не так стоимость делится. половина. иначе не заявляли бы цену старта в 2 раза дешевше "старой".
Никто ещё не озвучивал стоимость повторного запуска движков. ЕМНИП, в конце 2018 года запустили фалкон с парой использованных движков. Причём движки использовали где-то в 2017-том. Поставить юзанный движок можно или на авось или проведя полнейший анализ его состояния, что весьма затратно. А цена для коммерческих запусков ниже за счёт военных — для них цена поистине космическая.
Где озвучивали? Кто? В интернетике "Свидетели святого Маска"? Сам Маск стучал в грудь про 30%, но уже про это дело забыл. Вот тебе расходка по запуску: 1. топливо - стоимость неизменна. 2. предстартовая подготовка - стоимость неизменна. 3. страховой взнос - будет, скорее всего, больше. И значительно. 4. Аренда стартового комплекса - будет, скорее всего больше, из-за возможных проблем с б\у. Минимум - такой же. Экономия только на трубах с движками, а это еще раз - 10%. Впрочем, можешь почитать сам, что говорит президент СпейсХа. https://ria.ru/20161005/1478595942.html
да, то моё имхо было черезчур имхоёвым погуглил. ПАРДОН. снова апшипся. стоимость рд-180 в 2010 году - около 9 млн.долл. тяга 390тс. приблизительная стоимость движка мерлин-1д для фалкон-9 , исходя из предположения, что удельная стоимость тяги одинакова, составляет 66/390*9=... 2 млн.долл. ТАКИХ ДВИЖКОВ нужно 9 - стартовая масса Ф9-в1.1 около 500т. Игого все движки стоят около 18 долл. стоимость запуска фалкон-9 - 60 млн.долл. т.е. стоимость нового движка - около 30% (исправлено с 3) от стоимости запуска. т.е. когда заявляли об экономии в 30% - подразумевали, что "использованную ступень без проверки поставили под новую 2ю степнь в следующем пуске" ? но ведь масса топлива, требуемая для возврата ступени, и масса системы посадки - вычитается ведь из массы полезного груза, пусть не полностью, но существенная часть. т.е. возвращаемая ступень, отъедая массу, увеличивает удельную стоимость запуска... на чём Маск собрался экономить? (закоммитил изменения много позже - по работе отвлекли. всем пардон.)
помнишь времена 80-х, СОИ? красивые картинки с боевыми лазерами из космоса? аж по телевизору показывали.
в википедии указано 66 разве наши сильно бы занижали стоимость своего движка в баксах, если его продавать "отдельно" от байконурского пуска? себестоимость может и сильно отличается, но кто ж в цене будет это выказывать? у меня раньше было подозрение, что 48 (относительно) мелких движков на днище РН - это не есть правильно. но потом посмотрел на нашу Н-1, да на тот же Фалкон-9... получается, что тягу можно создавать универсальными движками - варьировать только их количеством. отсюда и ноги растут у моего предположения о равенстве удельной стоимости тяги.
гадание на кофейной гуще, реальная стоимость обеих движков и их обслуживания/использования мы вряд-ли узнает. у маска бухгалтерия скрыта у нам тем более на хеви 27 мерлинов, по 9 на блоке. зато он имеет возможность возвращать ступени, используя один или три задросселированных движка. на рд-190/180/190 этим способом невозможно.
Это все прекрасно, но для посадки пустой первой ступени тяга таких движков очень велика. Ступень банально улетит обратно. Пока Маск не смог достаточно дросселировать мерлин, он регулярно бил ступени.
Так и есть, тягой и длительностью импульса. Только когда тяга была больше, а импульс меньше, то и результирующая ошибка была больше со всеми вытекающими
Кстати. А чего там сегодня народ радугой кончал? Зафутболили один (?) спутник, посадили боковушки, посадили на платформу основную. Выглядит конечно круто, но у меня были ровно такие же вопросы - какова стоимость подготовки вторички и насколько это надежно. Как-то мне имхуется, что антикварная "семерка" одноразовая - один черт дешевле выйдет. Тут вопрос другой - пилотируемые запуски один черт пока только у нас и у китайцев. С другой стороны, если Маск сварганит грузовичок подешевле - ну... почему бы и нет? В общем и целом я не вижу особой проблемы и беды в том, что кто-то в эту тему решил ввинтится. Одно "но" - без гос.поддержки (т.е. заказа оплаченных правительством США за офигиллион баксов) запусков, идея обречена на провал. Одно дело всякую мелочь типа чипсатов зафутболивать, другое дело - серьезную нагрузку. Вон и у "Роскосмоса" носители падают иногда, а тут... фактически кружок научно-технического творчества. зы посадка ступеней конечно выглядит офигенски - ожившая НФ