Прогрессирующий козёл. Прямо как по писанному. Проблема только, что с людьми... Хотя вот был аналогичный случай. 24.09.01 днем в простых метеоусловиях в аэропорту а/п Тигиль (Камчатская область) произошел серьезный инцидентс самолетом Як-40 RA-87481 Петропавловск-Камчатского АП (Камчатское МТУ ВТ МТ РФ).Заход на посадку в а/п Тигиль выполнялся по схеме на посадочный курс 67°. Полет по глиссаде и посадка выполнялись в простых метеоусловиях ветре 130° 6м/с с порывами до 9м/с.Профиль снижения по глиссаде был непостоянным. Расчетная вертикальная скорость снижения по глиссаде изменялась в диапазоне: - 5 м/сек - + 0,5 м/сек. Скорость полета также изменялась и находилась в диапазоне 220 - 235 км/час. Для посадочной массы самолета 15600 кг данная скорость захода на посадку превышала рекомендованную скорость на 10 - 15 км/час. Приземление самолета (первое касание) произошло в момент, когда боковые двигатели вышли на режим малого газа.Непосредственно перед приземлением вертикальная скорость снижения составляла 1м/сек.Согласно расшифровке МСРП-12-96 за 0,5 сек. до первого касания руль высоты был отклонен вниз на угол около 7°, тем самым была создана тенденция, с учетом повышенной скорости захода, к опусканию носа ВС. Первое касание произошло на скорости около 216 км/час с ny=1,37g с правым креном около 3° левее оси ГВПП на 8 м. След от колеса правой стойки зафиксирован на удалении 101м от торца ГВПП 07. Через 3 м наблюдается касание колеса левой основной стойки.На удалении 125 м от торца ГВПП произошло касание передней стойкой шасси, след от которой наблюдается на протяжении 12 м. После пробега на основных стойках ВС отделилось от ГВПП. Начал развиваться скоростной прогрессирующий "козел". Второе касание ВС произошло на удалении 164 м от торца ГВПП сначала передней стойкой, затем левой основной (удаление 163 м от торца). При этом ВС двигалось с левым креном около 2°. Второе приземление произошло на скорости около 205 км/час с ny =1,4g. Длина следа от передней стойки составила 36 м, от левой -55м. Далее произошло новое отделение ВС от ГВПП. Третье приземление ВС произошло на скорости около 200 км/час с ny=1,5g. ВС в данном случае двигалось с правым креном около 1°. В этот же момент проходит разовая команда "включение реверса". При этом приземлении произошло разрушение камеры пневматика. Таким образом, при выполнении посадки реверс был использован несвоевременно (согласно РЛЭ самолета Як-40 высота включения реверса 10-15 м). Пролетев при третьем отделении около 33м, ВС вновь приземлилось с опережением на переднюю стойку на скорости около 190 км/час с ny=1,7g. След от колеса передней стойки характерен для движения без пневматика (двойной след от диска колеса). При этом ВС двигалось уже под уклон ГВПП. Пятое приземление произошло с ny=1,4g. Шестое приземление на скорости 180 км/час с ny=2g. При шестом приземлении произошел подлом передней стойки шасси. Седьмое (последнее) приземление произошло на скорости около 159 км/час с ny=1,6g также с опережением на переднюю стойку. Через 11 м от точки касания произошло складывание передней стойки назад по ходу движения и опускание носа ВС. В процессе движения на подломленной передней стойке ВС развернулось вокруг нее через левое полукрыло на угол около 270° и, потеряв поступательную скорость, остановилось на ГВПП с МК =350°. В процессе "козления" ВС двигалось левее оси ГВПП на 8 м.При складывании передней стойки подкосом был деформирован пол пилотской кабины. В результате деформации были заклинены все тяги управления рулевыми поверхностями. Двигатели самопроизвольно начали выходить на повышенный режим. Экипаж применил аварийный останов двигателей. Причиной серьезного инцидента явилось возникновение скоростного прогрессирующего "козла" из-за посадки ВС на повышенной скорости с малым углом тангажа и позднего включения реверса при посадке.
01.07.06 В АП "ЯКУТСК" ПРИ ПОСЛЕПОЛЕТНОМ ТЕХОБСЛУЖИВАНИИ ВС АН-26-100 RA-26538 АК "ЯКУТИЯ" ОБНАРУЖЕНЫ СЛЕДЫ ПОТЕРТОСТИ НА ПЕРЕДНИХ КОЛЕСАХ ШАССИ, ПРОВОРАЧИВАНИЕ ВТУЛКИ РЫЧАГА ПОДВЕСКИ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС, ГОФРЫ НА ЗАЛИЗАХ ЦЕНТРОПЛАНА. ПРИ РАСШИФРОВКЕ ССПИ ВЫЯВЛЕНО ГРУБОЕ ПРИЗЕМЛЕНИЕ ВОЗДУШНОГО СУДНА 30.06.06. В АП "ЯКУТСК" С ПОСЛЕДУЮЩИМ ПРОГРЕССИРУЮЩИМ "КОЗЛОМ" В 6 ОТДЕЛЕНИЯМИ ВС ОТ ВПП. ПЕРВОЕ ПРИЗЕМЛЕНИЕ ПРОИЗОШЛО С NY - 1.95 ЕД., ВТОРОЕ - 1.6 ЕД., ТРЕТЬЕ - 1.95 ЕД., ЧЕТВЕРТОЕ - 2.2 ЕД., ПЯТОЕ - 2.15 ЕД., ШЕСТОЕ - 1.5 ЕД., СЕДЬМОЕ - 2.7 ЕД., МУ: ВЕТЕР 300 ГР 7 М/С, ПОРЫВЫ 10 М/С, ХОР., ТЕМП. + 17ГР.С, 747 ММ.РТ.СТ., К СЦ 0,6. ЭКИПАЖ В НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА РФ И ПРАПИ-98 ФАКТ ГРУБОЙ ПОСАДКИ СКРЫЛ, ВЫПОЛНИВ В ЭТОТ ЖЕ ДЕНЬ НА ДАННОМ ВС РЕЙС ПО МАРШРУТУ ЯКУТСК - ЛЕНСК - ЯКУТСК И 01.07.06 РЕЙС ЯКУТСК - ЗЫРЯНКА - ЯКУТСК.
тогда всю недополученную зарплату умерших за все будущие годы их работы плюс их пенсию до 80 лет плюс стоимость родов суррогатных матерей за погибших детей плюс стоимость их выращивания и воспитания с учётом платных курсов плюс моральную неустойку по паре лямов на каждого погибшего - поделить на двух долбиков ну или на одного, если второй докажет что он непричастен. сдаётся мне, они выберут пятнашку, ибо хер они заработают когда такое - в авиацию-то их уже не пустят...
У того же Оканя (https://denokan.livejournal.com) много чего написано: и про то как обучают у Боинга, и как он летал и обучал в Глобусе и как сейчас летает в Оман Эйр. Чтение уж точно не хуже покойного Ершова. И он из тех, кто постоянно практикует посадки без а/п с комплексным самолётовождением и обучает этому.
Собственно, о чем и разговор. Запаниковали, испугались, что аккумы разрядятся и вообще хер сядут. Но в случае отказа основных генераторов должен включаться генератор РАТ. Да и аккумы там стоят, которые, минимум, 55 Ачас, если не ошибаюсь.
При отключении основных генераторов автоматически выпускается турбина RAT (RAM), которая позволяет запитывать потребители первой категории неограниченное время или до запуска генераторов двигателей/ВСУ. Полёт на аккумуляторах это процедура «ELEC DC BUS ON BAT». Обязывает совершить аварийную посадку если ни RAT ни генераторы не удалось запустить. Выполнение особой процедуры «ELEC EMER CONFIG» «обязывает КВС принять решение о следовании на аэродром назначения или на ближайший пригодный аэродром». Т.е. это не аварийная посадка. По обязанностям пилотов при таких продедурах
В общем, если подтвердится про аакумуляторы и не выход РАТ, как минимум есть обоснование желания сесть быстро. Все равно вопросы останутся, конечно... но кое что отпадет.
Ну 30 минут это не так уж и много для большого борта... Пока построишь ручной заход, пока подготовишься - и всё. Не говоря уже о выработке топлива... ПМСМ
Вот с топливом там было абсолютно все нормально. С переизбытком. А с аккумами - все очень плохо. Если РАТ не вышел, то электричества оставалось действительно на 30 минут, а это очень мало.
Есть ручной привод выпуска RAT и особая процедура. Только отказ генераторов, RAT и невозможности запуска ВСУ обязывает совершить аварийную посадку за 30 минут максимум.
Про топливо я имел в виду как раз то, что его много... И это не "абсолютно нормально", на самом деле.